Максим Н. Н.
невоцерковленный верующий
Тема: #22176
Сообщение: #597195
07.07.03 00:05
|
Добрый Вам вечер, дорогой Сергей !
Рад был получить Ваше очередное послание. Давайте же
теперь рассмотрим и обсудим его более внимательно.
1) "Согласно РМ Иисус не является Единородным
Сыном Божиим, а Его смерть произошла вне замысла Бога, "миссия в
энрофе была трагически обрвана"."
Христос понимается учением "Розы Мира" как
Сын Божий, иначе говоря - богорожденная монада (в отличие от подавляющего
большинства богосотворённых, к которым относятся и человеческие), но не как
Бог-Сын, т.е. ипостась Единого Бога. Это важный момент, который обязательно
нужно иметь в виду, стараясь более адекватно понять позиции розамираизма.
2) "Насколько я понял, РМ не считает Иисуса
Христа единородным сыном Божиим. Считаете ли Вы, что Апостол Иоанн ошибся,
утверждая, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего,и, таким образом,
его "Бог есть любовь" основано на ошибке?"
Итак, как мы содержательно обнаруживаем, розамираизм
не считает данную фразу ошибочной, хотя и придаёт спасительной миссии
Иисуса Христа иной, нежели в "традиционном" христианстве, смысл
(миссия Христа не была завершена, ибо демонические силы её оборвали).
3) Давайте дополнительно разовьём содержание
проблематики согласия розамираизма с православием. По многим вопросам
соответствующие позиции сходятся, помимо этого розамираизм ссылается на ряд
духовных деятелей, относящихся к православию, указывает на мощный
провиденциальный характер последнего, учит о Небесной Росии, о том, что
приход Розы Мира, произойдёт, скорее всего, в России. Недаром в "Розе
Мира" о православии сказано намного больше, чем о любом другом
существующем или существовавшем религиозном учении. Что касается более
объективных и независимых определений христианства и православия, то их я
уже давал, и подходить к подобным вопросам, как уже писалось, может иметь
смысл с точки зрения "внешних" духовно-смысловых систем, а не
"внутренних" (собственно говоря, именно поэтому позиция уважаемой
Ольги Брилёвой в её попытке посылания на Иоанна Дамаскина без труда может
увести наше изложение в сторону от объективной и содержательной
предметности).
4) "Хорошо. Вот это самое Православие и
настаивает на необходиости веры в то, что Христос - Единородный Сын Божий,
чтобы быть православным. РМ в этом вопросе с Православием очевидно не
согласно. Что тогда Вы имеете в виду, говоря о согласии меджду РМ и "духом
Православия"?"
Об этом согласии я только что написал, а о
богорожденном происхождении Христа также было уже указано. Как видим,
позиции розамираизма теперь начинают для Вас, Сергей, всё более
проясняться.
5) "То, что было открыто Д.Андрееву и то, что
было открыто христаиским святым - вещи настолько разные и несогласные, что
мы должны признать, что кто-то из них заблуждался."
Отнюдь, нам не нужно делать такие выводы, ибо, как
правило, указанный Вами духовный опыт оказывается в одном случае совмещаемым,
в другом - корректируемым, и на действительные заблуждения и аберрации
приходится куда меньший процент общего содержания духовного опыта, чем Вам
это кажется. Вообще же, более чем многие из взглядов и убеждений,
аналогичных Вашим, Сергей, детерминированы достаточно неадекватными и
ригидными религиозными установками, а не действительным осознанием
реального положения вещей; естественно, что от них не свободен никто из
участвующих в нашем обсуждении, в том числе и я, однако степень
результирующей духовной (не)адекватности, скажем, у католика и
представителя некоего африканского культа будет значительным образом
отличаться, и в повышении объективности нашей рефлексии и должен быть
заинтересован ратующий за истину человек. Согласны ли Вы со мной ?
Я понимаю, конечно, корректировать православные
убеждения нелегко, но делать это придётся - иначе в будущем времени
православная ветвь христианства будет совершенно вытеснена другими
религиозными, более прогрессивными (но не обязательно более светлыми)
учениями - как это уже сейчас пытаются делать протестанты, движение
"Нового века" и масса сект самого различного толка, процветающих
на территории СНГ. Да и, впрочем, не только и даже не столько в защите
своего существования заключается дело - вопрос в том, насколько истинными и
адекватными являются различные представления, нередко не совпадающие по
отношению друг к другу.
6) "Боюсь, что мне совершенно непонятно, что
такое "объективно-сущностный, материально-субстанциональный угол
познания и рефлексии" и каким образом этот угол снимает очевидное
несогласие между христианством и РМ в вопросе вечного спасения."
Мы говорили о спасении души, дорогой Сергей.
Объективно-сущностный, материально-субстанциональный угол познания и
рефлексии по отношению к данному предмету познания заключается в том, что
розамираизм говорит об отягощённости или облегчённости материальных
облачений (эфирного тела) человеческого существа - что и имеет своим
следствием попадание после физической смерти субъекта в Олирну или в
Скривнус (высшее из чистилищ), - а не о том, что спасётся, к примеру, лишь
тот кто верует во Христа, или в Аллаха, или кто освободится от "колеса
сансары". Главное в спасении (как в прекращении круга перевоплощений)
- это богосотворчество, это благой, чистый, светлый образ жизни,
освобождающий от деструктивной, "заземляющей"
причинно-следственной связи (кармы). Для кого-то такое просветление даётся
верой во Христа, для кого-то - в Аллаха, для других - в Будду, в Абсолютную
Реальность, в Ахура-Мазду, в нравственные идеалы и т.д. (Христос - как
Планетарный Логос - всё равно будет являться конечной целью любого из этих
духовных движений.) Учение "Розы Мира" в вопросе спасения склонно
рассматривать и субстрат процесса спасения, а не только лишь его средства.
Этот момент также позитивным образом выделяет его от
"традиционного" христианства.
7) "Понимаете, Максим, у нас постоянно возникают
проблемы языка - то, что Вы говорите, часто выглядит либо внутренне
противоречивым, либо вовсе непонятным - и мне трудно понять, что Вы имеете
в виду."
Сергей, причина этого заключается не в
противоречивости текста, а способе его организации, связанном с попытками
реализации более объективного и содержательного изложения, а также,
отчасти, со сложностью обсуждаемых нами вопросов.
8) "Где же? Пока видны только конфликтующие
группы объединителей."
Мы вновь сталкиваемая с проблематикой религиозных
установок, с субъективизмом - мне видно иное.
9) "Св.Серафим Саровский - на которого почему-то
ссылаются апологеты РМ, как якобы на одного из мистических собеседников Д.
Андреева, христианские святые (на которых РМ тоже ссылается), не считали
противным своей совести принадлежать к Церкви и разделять ее веру - что же,
они были менее совестливы?"
Возможно находиться в пределах Церкви - и не выражать
открыто свои позиции и убеждения, преследуя при этом некие более благие
цели (например - не смущать, не возмущать общественность, не вносить смуту
в духовную жизнь других людей, не вести к церковным расколам и т.д.), может
присутствовать страх непонимания, остракизма, неуверенность и пр., т.е.
причин может быть множество.
10) "И что должна выражать Церковь - Истину
(которая от наших чаяний никак не зависит) или наши чаяния?"
Несомненно, истину, ныне мы и стремимся к этому. Многое
из того, что возможно осуществить ныне или в ближайшем будущем, не имело
таковой возможности в прошлом ввиду объективных причин.
11) Неадекватность подхода Вадима Феофанова я уже
описал - мой пример облёкся уважаемым Вадимом несовместимыми, да ещё и личными
содержаниями. Розамираизм именно не отрицает, а корректирует представления
"традиционного" христианства о Христе.
12. "2.Бог - не "объект", который мы
наблюдаенм, а Личность, Он сам о Себе рассказывает."
Совершенно верно, Бог рассказывает о Себе посредством
Иисуса Христа, а мы - личности, которые слушают, которые легко могут не
расслышать или услышать не то, что было сказано, додумать нечто от себя; а
если учесть, что ещё и демонические начала более чем заинтересованы
извратить свидетельства, переданные от Бога, то становится совершенно
очевидно, насколько велика вероятность неадекватных рефлексий Откровения
человеческими индивидуальностями.
Собственно говоря, как мы видим, позиции розамираизма
подтверждаются вновь и вновь, практически в каждом вопросе, которого мы
касаемся.
13) "Но, кажется, я нащупал наше
расхождение:.."
Уважаемый Сергей, Вы сделали не вполне корректные
выводы. Розамираизм придерживается не таких позиций, которые Вы описали.
"Как часто употребляем мы слово
"истина" и как редко пытаемся определить это понятие.
Не смутимся же, однако, тем, что повторяем, в
сущности, вопрос Пилата, и попытаемся в меру наших сил разобраться в этом
понятии.
Истинными называем мы ту теорию или то учение,
которые, на наш взгляд, выражают неискажённое представление о каком-либо
объекте познания. В точном смысле слова истина есть неискажённое отражение
какого-либо объекта познания в нашем уме. И сколько существует на свете
объектов познания, столько же может существовать истин.
Но объекты познания познаваемы от нас, а не из себя.
Следовательно, истина о любом объекте познания, познанном от нас, должна
быть признана истиной относительной. Истина же абсолютная есть отражение
такого объекта познания, который каким-либо субъектом познан "в
себе". Такое познание принципиально возможно лишь тогда, когда
противостояние объекта и субъекта снято; когда субъект познания
отождествляется с объектом.
Абсолютная истина универсальная есть неискажённое
отражение в чьём-то сознании Большой Вселенной, познанной "в
себе". Абсолютные истины частные суть неискажённые отражения
какой-либо части Вселенной - части, познанной "в себе".
Естественно, что Абсолютная истина Большой Вселенной
может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания,
субъекта всеведущего, способного отождествиться с объектом, способного
познавать вещи не только "от себя", но и "в себе".
Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира.
Бог "в Себе", как Объект познания,
познаваем только Собою. Его Абсолютная истина, как и Абсолютная истина
Вселенной, доступна только Ему.
Ясно, что любая частная истина, сколь бы мал ни был
объект познания, для нас доступна только в её относительном варианте. Такой
агностицизм, однако, не должен быть понят как безусловный: при конечном
совпадении любого частного субъекта познания, любой монады с Субъектом
Абсолютным, для неё становится возможно познание не только "от
себя", но и "в себе". Таким образом, правомерен не
безусловный, а только стадиальный агностицизм.
У частных истин быть может несколько или много
вариантов - личных, индивидуальных разновидностей одной частной
относительной истины. При этом объекты познания малых (сравнительно с
субъектом) масштабов отразятся в сознании ряда родственных субъектов почти
или полностью идентично: именно родственность многих субъектов между собой
обусловливает то, что родственны и их личные варианты той или иной истины.
Если бы это было не так, люди были бы лишены возможности понять друг друга
в чём бы то ни было. Но чем больше объект познания сравнительно с
субъектом, тем больше вызываемых им вариантов. Относительная истина
Вселенной и относительная истина Божества порождают столько же личных
вариантов, сколько имеется воспринимающих субъектов.
Ясно, стало быть, что все наши "истины"
суть, строго говоря, лишь приближения к истинам. И чем мельче объект
познания, тем лучше он может быть охвачен нашим познанием, тем уже разрыв
между его абсолютной истиной и нашей относительной истиной о нём. Впрочем,
в соотношении масштабов субъекта и объекта имеется граница, ниже которой
разрыв между абсолютной и относительной истиной вновь начинает возрастать:
например, разрыв между абсолютной истиной какой-нибудь элементарной частицы
и нашей относительной истиной о ней чрезвычайно велик. Между же Абсолютной
истиной Вселенной, Абсолютной истиной Божества - и нашими относительными
истинами о них разрыв велик необъятно.
Я высказываю мысли, которые после Канта должны,
казалось бы, быть общеизвестными и общепринятыми. Однако, если бы они были
усвоены каждым религиозно чувствующим и религиозно мыслящим человеком,
ничьи претензии на личное или коллективное познание Абсолютной истины,
ничьи претензии на абсолютную истинность какой-либо теории или учения не
могли бы иметь места.
Как показано выше, Абсолютная истина есть достояние
только Всеведущего Субъекта. Если бы такой истиной обладал какой-нибудь
человеческий субъект, например коллективное сознание конкретно-исторической
церкви, это обнаруживалось бы объективно в безусловном всеведении этого
коллективного сознания. И тот факт, что таким всеведением не обладают ни
один человеческий коллектив и ни одна личность, лишний раз показывает
беспочвенность претензий какого бы то ни было учения на абсолютную
истинность. Если бы представители Розы Мира вздумали когда-нибудь
претендовать на абсолютную истинность её учения, это было бы так же
беспочвенно и нелепо.
Но столь же беспочвенно и нелепо утверждение, будто
бы все учения или какое-либо одно учение ложно. Совершенно ложных учений
нет и не может быть. Если бы появилось мнение, лишённое даже крупицы
истинности, оно не могло бы стать учением, то есть переданной кому-то
суммой представлений. Оно осталось бы собственностью того, кто произвёл его
на свет, что и случается, например, с философическими или псевдонаучными
построениями некоторых душевнобольных. Ложными, в строгом смысле слова,
могут быть только отдельные частные утверждения, которым способен придавать
иллюзию истинности заёмный свет от частноистинных тезисов, соседствующих с
ним в общей системе. Однако имеется известное соотношение количества и
весомости частноистинных и ложных тезисов, при котором сумма ложных
начинает обесценивать крупицы истины, в данном учения заключённые. Далее
следуют учения, в которых ложные утверждения не только обесценивают элемент
истинного, но переводят всю систему в категорию отрицательных духовных
величин. Подобные учения принято именовать учениями "левой руки".
Будущее учение Противобога, которым, по-видимому, ознаменуется
предпоследний этап всемирной истории, построится таким образом, что при
минимальном весе частноистинного элемента свет от него будет придавать вид
истинности максимуму ложных утверждений. Этим и обусловится то
обстоятельство, что это учение будет запутывать человеческое сознание в
тенётах лжи прочнее и безвыходнее, чем какое бы то ни было другое.
Религии, к разряду учений "левой руки" не
относящиеся, разнствуют между собой не в силу истинности одной из них и
ложности остальных, а по двум совершенно другим координатам. А именно:
во-первых - в силу различных ступеней своего
восхождения к абсолютной истине, то есть сообразно убыванию в них
субъективного, эпохального элемента. Это стадиальное различие можно условно
назвать различием по вертикали;
во-вторых - они разнствуют между собой в силу того,
что они говорят о разном, отражают различные ряды объектов познания. Этот
род различий - различий сегментарных - можно условно назвать различиями по
горизонтали.
Оба вида различий не следует ни на минуту упускать из
виду при рассмотрении вопроса об отношении Розы Мира к другим религиям.
В развитии науки мы наблюдаем непрерывный процесс
накопления относительных частных истин и их совершенствование, уточнение.
На очередной стадии отвергаются обычно не ряды накопленных ранее фактов, а
лишь их устаревшее толкование. Случаи, когда старый ряд фактов ставился под
сомнение и отвергался, как это произошло, например, с алхимией, -
сравнительно редки. Но в истории религий господствуют, к сожалению, иные
обычаи. Вместо преемственно сменяющих друг друга осмыслений не
подвергающихся сомнению духовных фактов, мы видим чаще всего, как на
очередной стадии религиозного развития отвергаются значительные ряды ранее
постигнутых относительных, частных истин, а свой, новый ряд их, со
включением некоторого числа старых, выдаётся за абсолютное. Это наблюдение
особенно справедливо по отношению к смене так называемых языческих религий
системами монотеизма.
Ясно, что сохранение нами подобных обычаев в условиях
расширяющегося кругозора XX столетия привело бы нас, самое большее, к
созданию ещё одной секты. Привнесение в религию научной методики было бы,
конечно, грубой ошибкой, столь же незаконной, как перенесение методов
искусства на область науки. Но перенять доброе обыкновение учёных - не
отвергать, а переосмыслять ряды накопленных ранее относительных истин -
давно пора.
Из сказанного вытекает, что никакие учения, кроме
учений "левой руки", распознаваемых, прежде всего, по их душевно
растлевающему воздействию, не могут быть отвергнуты полностью. Они должны
быть признаны недостаточными, обременёнными субъективно-человеческими привнесениями:
эпохальными, классовыми, расовыми, индивидуальными. Однако зерно
относительной истинности, зерно познания "от нас" той или другой
области трансфизического мира имеется в каждой из религий, и каждая такая
истина драгоценна для всего человечества. Естественно при этом, что объём
истинности систем, сложившихся в итоге опыта множества индивидуумов, как
правило, больше объёма истинности систем, распространённых только у
небольших групп. Исключение могут составлять молодые системы, восходящие,
быть может, к широкому распространению, но, в силу естественного хода
вещей, сперва минующие стадию келейного или ограниченно группового
существования.
Подобные широко распространённые системы называются в
данной концепции - как это будет подробно разъяснено несколько ниже -
мифами. За мифами всегда стоит та или иная трансфизическая реальность, но
она не может быть не искажённой и не запутанной привнесением в миф
множества "человеческого, слишком человеческого". Методика
высвобождения трансфизического зерна мифов из их человеческой шелухи вряд
ли может быть, во всяком случае теперь, строго и точно сформулирована. Пока
не удалось ещё выработать необходимый для этого механизм критериев,
которого в любом случае было бы достаточно. Да и сомнительно, разрешима ли
подобная сложнейшая мистическая задача при помощи одного рацио. Можно,
правда, построить, исходя из телеологии истории, определённую классификацию
религий, которая позволила бы выделить религии высокоразвитые в особую
группу, и убедиться, что есть тезисы, утверждаемые всей этой группой
религий, хотя и с различной степенью чистоты и силы. К их числу
принадлежат: тезис о единстве Бога, о множественности различных духовных
иерархий, о множественности разнозначных миров, о бесконечной
множественности становящихся монад, а также о существовании некоего общего
нравственного закона, который характеризуется посю- или потусторонними
воздаяниями за совершённое человеком в жизни. Во всём же остальном, и даже
в истолковании только что перечисленных общих тезисов, мифы либо
противоречат один другому, либо говорят о разном.
Однако, если во многих случаях индивидуальность
субъекта привносит в представления о познаваемом нечто постороннее, сугубо
человеческое, то, с другой стороны, столь же многочисленны случаи, когда
какая-либо духовная истина может быть воспринята только определённым
складом познающего сознания. Индивидуальность оказывается фактором, не
замутняющим познание, но, наоборот, делающим его реально возможным.
Телеологический процесс в религиозной истории человечества заключался
отчасти именно в том, чтобы воздействием исторических и биографических
факторов отшлифовать сознание отдельной личности, народа, расы, эпохи таким
образом, чтобы сделать его способным к восприятию данных истин, данной
трансфизической реальности. Другим же индивидуальностям, народам, расам,
эпохам такое, отшлифованное определённым образом сознание и его религиозный
опыт могли казаться странными, искажёнными либо незрелыми, чреватыми
всякого рода аберрациями." ("Роза Мира", Д. Л. Андреев)
Таким образом, каждый существующий объект может быть
психически отражён различными способами и образами, а психическое отражение
может быть направлено на различные объекты и предметы. Так считает сейчас
не только розамираизм, но и современная наука, включая психологию и
культурологию; поэтому более корректно ставить вопрос не о соответствующей
разнице между "традиционным" христианством и розамираизмом, но о
разнице между регрессивным и устаревшим, с одной стороны, и объективным и
адекватным, с другой.
14) "То есть она Христова, но несколько другого
Христа."
Конечно же, Иисус Христос в обоих случаях один и тот
же, а такой безапелляционный, грубо-дихотомический подход - не более чем
устаревшая и не соответствующая реальности форма религиозной организации и
самоутверждения (это отнюдь не касается Вас лично, Сергей, так как речь
вообще не идёт об отдельных личностях). Ваше утверждение замечательно
напоминает мудрую притчу о слепых, потрогавших слона с разных сторон и
затем рассказыющих о якобы разных объектах, хотя слон был одним и тем же.
15) "Для этой мировой религии характерно
исповедание Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим - как, в таком случае
можно именовать "христаиской" РМ, которая Его таковым не
признает?"
Иисус Христос в учении "Розы Мира" - Сын
Божий (богорожденная монада), выражающая через себя Бога-Сына Вселенной,
что явственно доказывает как раз факт коррекции (а не отрицания)
традиционных христианских взглядов, повышающей степень адекватности
рефлексий как Спасителя, так и Логоса-Вселенной, и самого Бога, ипостасью
которого является Бог-Сын.
С Божьей помощь, пусть наше обсуждение поможет
каждому, в том числе и Вам, обрести Бога в ещё большей степени.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Максим
|