Человек,
отдавший себя Квесту
Инна Ростовцева (г.Москва)
|
Квест? Что такое Квест? Думаю, не каждый
читатель сможет ответить на этот вопрос. Как не могла и я, пока мне не
попал в руки журнал "Урания", целиком посвященный Квесту. Ни
одно из русских слов не передает в полной мере многообразия значений
емкого английского слова Quest - Квест: путешествие,
странствие, путь, поиск, поход. Ибо это не просто слово, а скорее
понятие, символ, жанр наконец, присущий больше западной, чем русской традиции.
|
Мы знаем о нем понаслышке… Знаем, что он
связывается с "Властелином Колец" Дж. Р.Р. Толкиена, признанным
англичанами лучшей книгой времен и народов.
|
Герой Квеста? Он уверен в успехе, пусть другим
кажется недостаточно сильным, - не схож ли он в чем-то с Иваном-дураком
из русских сказок, который спит на печи, но до поры до времени
(наблюдение Т. Антонян); в свете Квеста по-новому проявляется и
замечательная работа русского философа Евгения Трубецкого "Иное
царство" и его искатели в русской народной сказке", где
говорится о "слабости волевого героического элемента",
"женственном характере", отражающем привычку русского человека
перекладывать с себя ответственность - на Василису Премудрую, Царевну-Лягушку,
Волшебную Щуку и т.д.
|
Конфликт Добра и Зла? Но есть ли главная
слабость Зла в недостатке воображения: в то время как Добро может
вообразить себя Злом, Зло не в силах себя поставить на место Добра; любые
союзы Зла со Злом ненадежны, так как Зло любит лишь себя и все такого
рода альянсы продиктованы страхом или надеждой на выгоду.
|
Плоды Победы? Кто-то должен отказаться
от всего, все отдать, "чтобы другие могли сохранить это".
|
Как мы видим, история Квеста, затрагивая
прежде всего субъективную жизнь человека, позволяет нам точнее оценить и
окружающую нас реальность. Сделать правильные выводы, что силу нельзя
победить одной лишь силой: ведь именно слабый и совсем негероический
герой Квеста часто берет на себя тяжкую ношу Кольца.
|
Личность и судьба Даниила Андреева,
визионера и пророка, жертвы и героя одновременно, органично входит в миф
Нового Квеста. Он открыл свой путь в литературе, названный им как
"трансмиф метакультур"; погибший роман "Странники
ночи", неоконченная поэма "Песнь о Монсальвате" - вариант
легенды о поисках Святого Грааля, ранняя поэма "Титурэль",
уничтоженная после следствия "органами" и восстановленная
автором в тюрьме, - вот видимые вехи этого пути. Но есть и невидимые.
Есть плата за Квест, а это всегда "боль, максимальная отдача и
чистота" (Н. Трауберг. "Крест небесного Квеста").
|
Несколько неизвестных страничек из
тюремного дневника Даниила Андреева от 1954 года (публикация
Б.Романова)*, показывают нам источник этой боли, сопряженной не только с
физическими страданиями узника в недрах Владимирской тюрьмы, с
непониманием окружающих людей ("Это такие утилитары"), но и -
что не менее важно - с внутренней борьбой: "Страшна не внешняя
тюрьма, а внутренняя, душевная: закрытость органов духовного восприятия,
отсутствие связи с духов[ным] миром, жалкая ограниченность кругом
сознания. Вот то [нрзб]: Духовной жаждою томим в пустыне мрачной я
влачился… О, все, все отдать лишь бы Он явился мне на перепутье! Пройден
какой-то рубеж жизни, после которого мир и жизнь становятся имеющими цену
только при условии духовного прозрения… я изнемог от сомнений, незнаний,
блужданий и жажды. Поддержите на пути, на этом страшном отрезке пути - в
двойном заключении".
|
* "Ураниия" 1997, № 2.
|
Даниил Андреев заплатил двойную цену за
Квест. И "Великие братья Синклита" "Михаил, Николай и
Федор" (по-видимому Лермонтов, Гоголь и Достоевский) и, конечно уж,
Пушкин с его "Пророком", первую строку которого он произносит
как свою, вывели его, безымянного странника ночи, "в странствие по
иным слоям планетарного космоса".
|
Открытие состоялось. Квест удался.
|
| |