Материалы конференции, посвященной Даниилу Андрееву.
15 ноября 2001 года Обществом ревнителей русской философии была проведена конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения русского мыслителя Д. Андреева.
(Материалы ряда выступлений публикуются в авторской редакции)
Б. В. Емельянов
В разнообразных изданиях последних лет от научных монографий до газетных стаей всё чаще утверждается, что самой значительной книгой XX века является книга Даниила Андреева «Роза мира». Появившись как бы ниоткуда (автор нигде и никогда ранее не публиковался), она вызвала споры и прямо противоположные оценки. Но при этом авторы, писавшие о ней, сходились в одном – «Роза мира» уникальное явление человеческой культуры, раскрывающее её метаисторию, утверждающее её укоренённость в Космосе. Теперь, благодаря усилиям вдовы писателя А. Андреевой, всё написанное Даниилом Андреевым опубликовано, стали известны факты его трагического жизненного пути.
Даниил Леонидович Андреев родился в Берлине 2 ноября 1906 года. Он был младшим сыном знаменитого русского писателя Леонида Андреева. Его крёстным отцом был Максим Горький. Через несколько дней после рождения Даниила скончалась его мать А. М. Великогорская. Её сестра, жившая в Москве, взяла мальчика но воспитание. Там Д. Андреев в 1923 году закончил школу. Поскольку ему, как сыну «непролетарского» писателя не разрешалось поступать в университет, он закончил Высшие литературные курсы, где был сокурсником Арсения Тарковского. Много и увлеченно пишет, все более утверждаясь в мысли, что его творчество несовместимо ни с соцреализмом, ни с реалиями окружающей действительности.
Не заговорщик я, не бандит,
Я – вестник другого дня…
А тех, кто сегодняшнему кадит,
Достаточно без меня.
Помимо поэтических произведений незадолго до начала войны Д. Андреев начинает писать роман «странники ночи». С зимы 1942 года его призывают в армию. В 1943 г. Д. Андреев знаменитой «дорогой жизни», попадает в блокадный Ленинград, о чем он написал поэму «Ленинградский апокалипсис».
Возвратившись в 1945 г. в Москву, Д. Андреев продолжил работу над романом, читая его главы своим близким друзьям. Один из персонажей романа предполагал осуществить покушение на Сталина. Об этом было сообщено в МГБ и в апреле 1947 г. Д. Андреева, его жену и всех, кто слушал главы романа или знали о нём, арестовали. Всё написанное им, а также фронтовая переписка, письма его отца Л. Андреева были уничтожены. А сам Д. Андреев после полутора лет следственного изолятора на Лубянке и Лефортово по приговору Особого совещания получил 25 лет тюремного заключения, а его жена А. Андреева – 25 лет лагерей.
Свой срок Даниил Андреев отбывал во Владимирской тюрьме. Именно там он по памяти восстановил многое из уничтоженного чекистами, а главное – написал главную книгу жизни «Розу мира». В первой её главе он пишет: «Я начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал её в тюрьме, носившей название политического изолятора. Я написал её тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы – люди и не люди – укрывали её во время обысков. И каждый день я ожидал, что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая работа, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор» (Андреев Д.. Роза мира. М., 1993. С.8). Там же он обозначает главную её задачу: «…никакие усилия разума, никакое воображение или интуиция не способны нарисовать опасностей грядущего, которые не были бы связаны так или иначе, с одной из двух основных: с опасностью физического уничтожения человечества вследствие войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной всемирной тирании.
Книга направлена, прежде всего, против этих двух зол» (Там же. С. 9).
Когда наступила хрущёвская оттепель, во Владимирской тюрьме начала работать комиссия по пересмотру дел политзаключённых. Д. Андреев направил в её адрес заявление, в котором отрицал обвинение в подготовке покушения на Сталина. Но при этом он особо подчёркивал свою гражданскую позицию: «Я никого не собирался убивать. В этой части прошу моё дело пересмотреть. Но пока в Советском Союзе не будет свободы совести, свободы слова и свободы печати, прошу не считать меня полностью советским человеком» (См.: Андреева А. Жизнь Даниила Андреева рассказанная его женой//Новый мир. 1993. №7. С. 209).
Комиссия уменьшила тюремный срок Д. Андреева до 10 лет и, учтя его почти безнадёжное состояние здоровья (в 1954 г. он перенёс в тюрьме жесточайший инфаркт) освободила его 21 апреля 1957 года. Его жена, освободившаяся несколько раньше, забрала всё, написанное им в тюрьме и сохранённое друзьями (а вместе с ним во Владимирской тюрьме сидели академик В. В. Парин, историк Л. Л. Раков и много иностранцев). В оставшиеся 23 месяца жизни Даниил Андреев заканчивает «Розу мира» и книгу «Железная мистерия». Ещё одну книгу «Русские боги» он не успел закончить. В 1958 г. его полностью реабилитировали и в этом году 12 октября он пишет последние строки «Розы мира»: «Я заканчиваю рукопись «Розы мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Тот под чьими ногами изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом». И всё-таки последние страницы рукописи я прячу так же, как прятал первые, и не смею посвятить в её содержание ни единую живую душу, и по-прежнему нет у меня уверенности, что книга не будет уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется переданным хоть кому-нибудь…
Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить её не успею. Но если она дойдёт когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать её до конца, преодолевая все её трудности, – идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах» (Андреев Д. Роза мира. М., 1993. С. 8-9). С этой верой Д. Андреев скончался 30 марта 1959 года. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище на месте, купленном для себя его отцом Л. Андреевым.
«Роза мира» – главное произведение Д. Андреева – сложна для восприятия в силу ряда причин. Прежде всего, книга многопланова: помимо многочисленных исторических экскурсов она представляет оригинальную концепцию метаистории – совершенно уникального описания прошлого, настоящего и будущего человечества. Во-вторых, она должна быть отнесена к произведениям русского космизма, поскольку рисует картину многослойной одухотворённой Вселенной. В-третьих, в книге несомненен мистический элемент, своеобразная эзотерика. Д. Андреев был визионером и его прозрения, которые он обозначал как «видение», далеко выходят за рамки возможностей рядового человека. Он знал об этих свойствах своих представлений о мире, писал о них и считал, что эзотерический момент в его книге должен быть. Обращаясь к читателям, он пишет: «Вот приближается к концу изложение концепции. Я вполне отдаю себе отчёт в её чрезвычайной сложности и в том, насколько мало найдётся людей, чья духовная потребность была бы достаточно сильна, чтобы заставить их преодолеть трудности этой книги. Со временем число таких людей будет возрастать. Придут и истолкователи, и популяризаторы. Но, с другой стороны, учёные будут восполняться духовным опытом многих и многих других, и в эпоху господства Розы мира сложность учения сделается так велика, что лишь единицы смогут понять его и обнять во всех частях. И пусть! Это хорошо, что в учении останется, эзотерическая глубь: не всегда и не всё должно выносить на площадь, даже если это площадь Верграда» (Там же. С. 278-279. Верград – предполагаемый город будущего – авт.). Нам представляется, что изложение (не анализ!) космических представлений Д. Андреева поможет объединить физические, трансфизические и метаисторические слои Вселенной и показать его представления о космической сущности и судьбе человечества.
Д. Андреев заявляет: «Понятие многослойности Вселенной лежит в основе концепции Розы мира» (Там же. С. 48). Исходным в его рассуждениях является наш физический слой, соотносимый с астрономической Вселенной и характеризующийся тремя измерениями (координатами) Пространства и одним – Времени. Этот физический слой называется Энроф.
Остальные слои Вселенной представляют материальные миры, отличные от Энрофа либо пространственным, либо временными координатами. Обитатели таких миров действуют в одном или двух измерениях, но одновременно существуют во всех измерениях, даже если их множество, и осознают их все. «Эта синхронность бытия даёт особое ощущение полноты жизни, неизвестное у нас» (Там же). Многослойные системы имеют все небесные тела; их Андреев называет брамфатуры. Брамфатура нашей планеты называется Шаданакр и состоит из 242 разноматериальных слоёв. Преграды между слоями могут быть либо непроницаемы, как в Энрофе, либо настолько легко проницаемы, что переход из одного в другой подобен переходу через географические границы государств. Такие слои в «Розе мира» называются сакуалы.
Протяжённость слоев и сакуал может быть космической, как в Энрофе, либо локальной, в пределах планеты или в пределах её физических участков. Д. Андреев утверждает, что многослойные системы материальностей, аналогичные брамфатурам, могут иметь колоссальные галактические объёмы, включающие целые созвездия. Такие макробрамфатуры могут иметь до восьми тысяч разноматериальных слоёв. Но одновременно существуют исчезающие малые брамфатуры. Они весьма сложны и состоят из элементарных частиц, а некоторые из них, утверждает Д. Андреев, обладают свободной волей и разумом.
Такова картина материального состояния многослойной Вселенной. Иной в «Розе мира» представлена её духовная структура. Бог создал мир и заселил его множеством существ, наделив большинство из них бессмертным началом – монадами. Одни монады – высшие – рождены Богом. К ним относится Христос и Люцифер. Они создатели и управители небесных тел. Другие монады, как например человеческие, – сотворены ими. Дух творится только Богом, эманирует из Него, а материальное создаётся монадами. «Дух в своём первичном состоянии, не облачённый ни в какие покровы, которые мы могли бы назвать материальными, представляет собой субстанцию, которую мы не точно, а в порядке первого приближения можем сравнить с тончайшей энергией. Духовны только Бог и монады – бесчисленное множество богорожденных и богосотворённых высших Я, неделимых духовных единиц; они разнствуют между собой степенью своей врождённой потенциальной масштабности, неисчерпаемым многообразием своих материальных облачений и дорог своей жизни. Высоко поднявшаяся монада может быть там, здесь, во многих точках мироздания одновременно. Но она не вездесуща. Дух же Божий воистину вездесущ. Он пребывает даже там, где нет никаких монад… Без Него не может существовать ничто, даже то, что мы называем мёртвой физической материей. И если бы Дух Божий покинул её, она перестала бы быть – не в смысле перехода в другую форму материи или в энергию, но совершенно» (Там же. С. 49). Такова статическая картина многослойной Вселенной. Иным представляется её динамической существование. В ней идёт непрекращающаяся борьба между силами Света и Тьмы.
Силы Света состоят из множества монад и объединены стремлением к совершенству и высшему единству. «По мере восхождения их по ступеням бытия формы их объединений совершенствуются, любовь к Богу и между собой сближает их всё более. И когда каждая из них погружается в Солнце Мира и сотворит Ему – осуществляется единство совершеннейшее: слияние с Богом без утраты своего неповторимого Я» (Там же. С. 50). Другая часть монад во главе с Люцифером ещё до возникновения Земли отпала от Бога и попытались создать свою Вселенную, свои миры. Но поскольку они отказались от любви Бога, который эти миры создал, созданные им миры были непрочны и разрушались. Поэтому эти демонические монады стали захватывать миры, созданные сущностями, верными Богу, чтобы подчинить себе Вселенную. В захваченых ими мирах утверждалась энергия зависти, а главное – страдания.
В Космосе немало миров, которые эти тёмные силы отторгли. Там победили Силы Света. Но на Земле они закрепились. «Великий демон, один из сподвижноков Люцифера, вторгся в Шаданакр с полчищами меньших. Имя ему Гагтунгр. То была длительная и упорная борьба: она увенчалась его частичной победой. Изгнать силы Света из бамфатуры ему не удалось, но удалось создать несколько демонических слоёв и превратить их в непреступные цитадели. Ему удалось вмешаться в процесс возникновения и развития жизни в земном Энрофе и поставить на животном царстве свою печать. Планетарные законы, с помощью которых начинали создавать органическую жизнь в Энрофе силы Света, неузнаваемо исказились» (Там же. С. 54). В силу вступил закон «борьбы за существование». Более того, постепенно стал оформляться закон возмездия, действующий посмертно и в последующих воплощениях. Таким образом, идёт непрекращающаяся борьба светлых и тёмных сил, двух замыслов: Провидения – спасение всех живых, и Гагтунгра – превращение всех в жертвы. Это одновременно противостояние Космоса, как поприща становящихся монад, и Антикосмоса, как всемирного союза соперников и скопища ущербленных светлых монад, пленных ими в мирах, над которыми господствуют демоны.
Оба мира многослойны. Мир Светлых сил состоит из Мировой Сальватэрры (это обитель Планетарного Логоса, Богоматери и Звенты-Свентаны-выразительницы Вечной женственности), Ирольна (обители духовных монад человечества), Синклитов (обители просветлённых душ великих людей). Мир тёмных сил – это Планетарный Демон Гагтунгр, Великая Блудница Фокерма и Урпарп – Великий осуществитель демонического плана и цицраоры – могуществнные, разумные и хищные существа; в человеческой истории это демоны великодержавной государственности. Борьба Светлых и тёмных Сил в полном смысле космична. Земной Шаданакаре помогают другие брамфатуры, более мощные или более продвинутые, чем наша. К ним относятся системы брамфатур Ориона, которые освободились от тёмных Сил. Их представители – высочайшие существа, которые без труда могут преодолевать космические пространства, помогают Светлым Силам Шаданакры. Инвольвация, т.е. энергия идёт не только от Ориона, но и от брамфатур Юпитера, Нептуна, Урана и их спутников.
В эту борьбу космических сил включён и человек. В «Розе мира» Д. Андреева есть специальный раздел – «Разноматериальная структура человека», в которой это участие объясняется. Человеческие монады, творимые, а иногда и таинственным образом рождаемые им, как неделимые, бессмертные духовные единицы, высшие Я людей, входят в Шаданакр, облекаясь тончайшей материей, подобной энергий. Они создают свой мир, носящий название Ирольн. У человеческих монад одна задача – творческий труд, способствующий просветлению Вселенной. Этот труд просветляет низшие миры, создавая в них для себя материальные облачения и через них воздействуя на среду соответствующих слоёв. В начале монада создаёт из пятимерных пространств шельт – материальное вместилище монады со всеми её божественными свойствами и орудийными возможностями, а затем из четырёхмерных пространств своё астральное тело. Оба эти облачения монады принято называть «душой». Шельт творится самой монадой, а в творении астрального тела принимает участие стихиаль, т.е. богосотворённая монада Матери-Земли. Астральное тело – высший инструмент Шельта: в нём сосредоточены способности духовного зрения, обоняния, глубинной памяти, способности полёта и общения со стихиалями, ангелами, способности ощущения космических перспектив.
Мать-Земля не оставляет человеческую монаду. Она оплодотворяется духом Солнца и создаёт для монады эфирное тело, без которого невозможна жизнь в мирах трёх и четырёх измерений. Когда шельт покидает в Энрофе физическое тело, остаётся труп. Этим заканчивается человеческий путь нисхождения и начинается путь восхождения.
Физическое тело может воспроизводиться для монады неоднократно, а эфирное – единожды и сопровождает своего носителя по всем мирам Просветления, вплоть до высших небесных градов метакультур. Астральное же тело сопровождает носителя ещё и выше, вплоть до слоёв Высокого Долженствования. «Выше остаётся только шельт, просветлённый до конца и слившийся с монадой в единство. Тогда монада покидает Ирольн и, облегчённая предельно истончённым шельтом, вступает на лестницу наивысших миров Шаданакра» (Там же. С. 56).
Наконец, сам Бог помогает светлым силам Космоса, способствуя вхождению в наивысшие миры Земли из Космоса Великой Женской Сущности. Её воплощение, как предуказано Богом, воплотиться в России в виде Розы Мира – Всемирного Человеческого Братства, как «итог духовной деятельности множества, как соборное творчество людей, ставших под низливающийся поток откровения» (Там же. С. 14).
Роза Мира – своеобразное религиозное братство, отличное от замкнутой религиозной конфессии или международных религиозных сообществ типа теософского, антропософского или масонского. «Это есть интеррелигия или панрелигия в том смысле, что её следует понимать как универсальное учение, указующее такой угол зрения на религии, возникшие ранее, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса. Этот угол зрения обнимает Шаданакар как целое и как часть божественного космоса Вселенной» (Там же. С. 115). Главными, характерными чертами, отличающими Розу Мира от религий – церквей прошлого, по Д. Андрееву, являются интеррелигиозность, универсальность социальных стремлений и одновременно их конкретность, динамичность воззрений и последовательность всемирно-исторических задач. У «Розы Мира» ясные задачи и программа действий. Главная задача – уменьшение тёмных Сил, что означает «создание в человечестве такого духовного климата, при котором просветлённые души переживут не сотни и тысячи, как теперь, а миллионы. Эта задача – отвращение от миллионов, даже может быть миллиардов человеческих душ, опасности их порабощения грядущим антихристом, то есть от гибельного ущербления их существа и вступления их после смерти на длительную дорогу искупительных страданий». В конкретике это означает «воспитание человека облагороженного образа; водворение всеобщего материального достатка; помощь развитию в человечестве высших способностей и светлых творческих начал; консолидация усилий со всеми учениями светлой направленности; преобразование планеты в сад, а Всемирной федерации государств – в Братство» (Там же. С. 255-256).
Таким образом, концепция многослойной Вселенной Д. Андреева – это новое мироощущение далеко выходящие за рамки традиционного дискурса. Это представление о мире и с разным числом пространнственно-временных координат. Более того – это представление о разных мирах, находящихся на разных ступенях физической и духовной эволюции. В результате многослойная Вселенная в «Розе Мира» это одновременно метаистория, трансфизика и метаэволюция; в совокупности они дают познание соответственно истории и культуры, природы нашего слоя и других иноматериальных слоёв Земли и всей Вселенной.
Метаистория – ещё одна составляющая философии Д. Андреева, выражающая те причинно-следственные отношения всех уровней планетарного Космоса, которые скрепляют невидимой нитью реальные процессы исторических событий. Приняв за основу определение метаистории С. Н. Булгакова (Метаистория – это «ноуменальная сторона того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история»), он через всю книгу провёл два значения понятия «метаистория». Первое: метаистория – это лежащая вне поля науки совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые, имея иные пространственно-временные координаты, «просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история». Эта связь поту- и посюсторонних процессов можно познать лишь метаисторически. Второе: метаистория – это «учение об этих процессах инобытия», имеющее религиозный смысл (Там же. С. 34).
Чтобы вскрыть суть метаистории, нужен особый провидческий дар, присущий немногим. Дар этот проявляется уже на первой ступени метаисторического познания, когда перед философом в «мгновенном внутреннем акте» возникают «огромные пласты исторического» бытия, когда века переживаются в мистическом озарении, когда «синтетически охватываются единовременно целые эпохи, целый – если можно так выразится – метаисторический космос этих эпох с великим, борющимся в нём началом» (Там же. С. 34-35). Первую ступень метаистороического познания Д. Андреев называет «озарение».
На второй ступени образы и идеи, возникшие в результате озарения, как бы «созерцаются». Происходит «вживание, сосредоточённое вглядывание – иногда радостное, иногда мучительное – в исторические образы, но не замкнутые в самих себе, а воспринимаемые в их слитности со второй, метаисторической реальностью, за ними стоящей» (Там же. С. 35).
Третья стадия – метаисторического осмысление, уяснение неотчётливых связей. На этой стадии рождаются философские системы, великие творения человеческой мысли, культуры, искусства. Правда, на этой стадии неизбежно вмешательство рассудка и, следовательно, ошибки. Кроме метаисторического существуют ещё два метода познания – трансфизический и вселенский. Если объектом метаисторического познания является история и культура, то трансфизическое изучает наш и другие слои Шаданакара, а вселенское – всю Вселенную в целом. Обладая утончённой способностью метаисторического познания, Д. Андреев обнаружил, что каждое историческое событие, каким бы сложным оно ни было, имеет метафизический план бытия, суть которого в борьбе светлых и тёмных сил. По его мнению существует всеохватная метаисторическая телеология, которой как Закону, подчинено историческое бытие стран и народов, религий и государств.
«Вестник» Д. Андреев представил на наш суд труд своей жизни, многие идеи которго сегодня кажутся сказочно-фантастическими, другие – смелым прорывом в будущее, третьи – умозрительной схемой. И только время даст ответ, насколько верны идеи и выводы его «Розы мира».
(С) Емельянов Б. В., 2002