Прежде всего я выделю мысль Андреева, которая как бы "оправдывает" сочинителей и любителей фэнтэзи. Оправдывает потому, что фэнтэзи традиционно считается пустыми выдумками для отдыха. Но Андреев пишет, что существуют деятели искусства, в частности, поэты и писатели, которые под видом вымышленного описывают реальное, но существующее где-то в другом мире. Например, тот прообраз Гамлета действительно жил в одном из других миров, и поступки его были такими же, как и у шекспировского Гамлета. Естественно, это относится не ко всем, но к величайшим писателям, Андреев называет их вестниками. О литературе фэнтэзи Андреев не упоминал, но если писатель-фантаст является вестником, то вполне логично предположить, что он под видом мира фантастического опишет какой-нибудь параллельный мир. Нет правила, которое определяло бы, вестник ли писатель или нет, это должна решить интуиция. Но если множество людей во всем мире считают Толкина близким себе, душой чувствуют правду его образов, то можно ответить с уверенностью: да, Толкин является вестником, величайшим из вестников 20 века. И Средиземье не только является мистической аллегорией(доказательство тому ниже), но само по себе реально.
Основная конструкция Андреева и параллели между образами Андреева и Толкина.
Вселенная, по Андрееву, имеет множество слоев разной материальности и разного положения в иерархии. Наш мир (называется Энроф) находится как бы посередине. Границы, отделяющие его от других миров, очень плотные и для большинства непроницаемые. Системы слоев(брамфатуры) разных планет разные. Брамфатура Земли называется. Шаданакаром. Дальше, когда будем говорить о мирах, будем иметь в виду миры нашей брамфатуры.
Миры, находящиеся ниже нашего, это темные миры. Их населяют различного рода демоны. Над ними всеми главенствует главный демон Шаданакара Гагтунгр( у Толкина его аналог Саурон). Он сам подчиняется главному демону Вселенной Люциферу (Морготу) . Рядом с Гагтунгром - вернее, в качестве его женской ипостаси - царит Фокерма, Великая Блудница, главной целью которой является разрушение и обращение в пустоту всего сущего. Ее аналог у Толкина - Унголиант. Кстати, об имени Унголиант. С одной стороны, традиционный перевод с квэнья ее имени "Паучиха" (от ungwe - паучья сеть). Но если всмотреться внимательнее, можно разбить это имя на следующие составные части: u-ngol-iant. Примерно это переводится как "Бездна Неведения". Нельзя забывать, что в мистической традиции Востока Владычица Тьмы носит имя Авидья, что означает примерно то же самое. Правда, небольшое замечание. Я не знаю, как имя Унголиант пишется тенгваром, то есть, какая буква передает звук "нг" - "анга" или "нольдо". Если "анга", то эта аналогия выглядит малость натянутой, так как "ngole" - мудрость - пишется через "нольдо", откуда, кстати, идет и название этой буквы.
В Шаданакаре действуют такие демоны.
1. Игвы и уицраоры. Они обитают в мирах называется. шрастрами. Каждой стране соответствует свой шрастр. Игвы - существа высоко разумные и бездуховные. У них развиты наука и техника, но искусства нет. Внешне игвы похожи на людей. Первым игвой был могущественный чародей, предавший силы света, которым служил прежде, а затем по воле высших демонических сил родившийся в другом мире и ставший организатором первого города-шрастра. Кстати, Изенгард и Мордор очень напоминают своим ландшафтом шрастры: уничтоженная или изуродованная природа, уродливые здания... Можно провести параллель между первым игвой и Саруманом. Уицраоры никакого сходства с чем-то в нашем мире не имеют. Разум их менее проницателен, чем у игв, а среди чувств развито одно самое сильное - жажда власти. Уицраор не всегда абсолютное зло, он способствует охране государства. Но для любого уицраора наступает момент, что он становится врагом сил света. Игвы и уицраоры являются покровителями государственной власти и всячески подогревают благоговение людей перед государством. Если попробовать применить систему Андреева к миру Толкина, то станет понятно, почему Денетор, не будучи слугой Саурона, невольно сослужил ему службу. Денетор служил государству, то есть уицраору и отвергал помощь сил света. Можно также продолжать параллели и сказать, что Изенгард является шрастром Рохана. Все правители, если только не подчиняются силам света, так или иначе действуют по указке игв или уицраоров. Теоден же, пока не пришел Гэндальф, слушал советы Гримы Гнилоуста, то есть фактически выполнял волю Сарумана.
2. Демонические стихиали. Это покровители стихий, враждебно настроенных к человеку:
- духи подземного огня (их мир называется. Шартамахум); у Толкина их аналог
- Балроги;
- покровители разных гиблых мест ( болот, зарослей и т.п.), заманивающие людей в те места на верную гибель ; у Толкина встречаются и их аналоги: умертвия. И в Мертвецких болотах явно видны злые чары именно этих стихиалей.
3. Демоны разрушения, стремящиеся все пожрать и превратить в пустоту (велги); у Толкина встречаем аналоги их: порождения Унголиант.
Миры, находящиеся иерархически выше Энрофа, это миры Просветления. Во-первых, это миры светлых духов стихий - покровителей рек и морей, лесов и лугов, снега и гор. Эти духи меньшей силы подчиняются Семи Великим Стихиалям. Ваюмн, "Царь благословляющих крыльев", то есть Верховный дух воздуха - его аналогом является Манве. Вларол, "Хозяин мировых вод" - аналог Ульмо. Повурн, Владыка гор и огня - аналог Ауле. Заранда - Царь Зверей - аналог Ороме. Мать всех душ, условно названная Андреевым Матерью Землей, любимая и почитаемая всеми, светлая и прекрасная - аналог Варды. Царица мирового сада - аналог Йаванны. Среди малых стихиалей есть имеющие совершенно прозрачную аналогию с персонажами Толкина. Это духи-покровители лесов. Среди всех стихиалей они единственные имеют физическое воплощения - деревья. На самом деле, это не деревья, а покровители деревьев. Как тут не вспомнить энтов.
Во-вторых, это собственно миры просветления, те, куда попадает человек после смерти или в исключительных случаях в результате трансформы. Поселения в третью эпоху эльфов в Средиземье являются их аналогами. Именно в эльфийских поселениях Хранители укрепляются в решимости идти вперед. Миры просветления таковы. Олирна, своим пейзажем напоминающая наш мир, но более гармоничная и светлая. Как тут не вспомнить Имладрис? Готимна, мир гигантских, необычной формы прекрасных цветов, мир в котором человек делает окончательный выбор между отдыхом с одной стороны, и высокой, но тяжелой миссией с другой. Человек, родившийся на Земле после пребывания там, уже не тот, как в предыдущей жизни. И из Лориэна нельзя выйти таким, как был.
В-третьих, это мир даймонов. Даймоны - это бессмертные существа, аналоги эльфов для которых переход в миры просветления совершается не после смерти, а путем трансформы. Среди даймонов были две ветви: те, которые сразу и быстро прошли миры просветления и поднялись еще выше, и другие, которые хоть и прошли миры просветления, но вернулись назад(то есть, выбрали новые воплощения в своем мире и в Энрофе) предпочтя более длинный путь развития. При этом они допустили немало ошибок, среди них было немало смертей, что вообще для даймонов мало характерно. Но и они со временем перешли на более высокий уровень развития и даже сейчас продолжают активно помогать людям. У толкиновских эльфов было точно так же: Ваниар, оставшиеся в Валиноре, и Нольдор, покинувшие его. Также и Нольдор совершили много ошибок, многие из них погибли в первую эпоху, и настоящая их миссия началась тогда же: забота о людях, ибо людям одним без помощи эльфов было бы не выстоять. Потому что не только отпадением был уход эльфов из Валинора, но и миссией.
В-четвертых, это Синклит Мира, собрание тех, кто прошел все миры просветления и не стал вновь воплощаться в Энрофе или мире даймонов. Аналог Синклита Мира - Валинор. Представители Синклита продолжают активно помогать силам света в различных мирах. Гэндальф - один из них. Его кажущаяся гибель в Мории - это трансформа, переход на более высокий уровень. Ведь он стал могущественнее после этого, и кроме того, не мог долго оставаться в Средиземье, но скоро ушел в Валинор.
Кроме того, у каждой культуры (среди людей или среди даймонов) есть свой высший мир света затомис. Затомисами правят Соборные Души и Демиурги-Народоводители. Известны культуры, где Демиургами и Соборными Душами являются Стихиали. Кроме того, что Валинор можно рассматривать как Синклит Мира, но его можно считать затомисом эльфийской культуры, а Варду и Манве - не только стихиалями, но и повелителями затомисов.
Моменты философии Толкина, схожие с философией Андреева.
Оба говорят о двух Властелинах Тьмы. Более сильного из них Толкин называет Мелькором, а Андреев - Люцифером. Он был сильнейшим из Валар (у Толкина) и действительно величайшим духом (по Андрееву), прежде чем восстать против Творца. Саурон (по Андрееву, Гагтунгр) был прежде только Маийа, но самым искусным из них.
Оба полагали, что Силы Зла стремятся к всемирной тирании, что всякая демоническая монада имеет целью самовластие и всевластие. Поэтому все Темные силы враждуют между собой, а если кто-то из них подчиняется другому, то делает это не по своей воле, но до поры до времени, пока не попадется случай предать своего господина. Орки ненавидят друг друга и своего господина ненамного меньше, чем эльфов. Игвы и уицраоры разных шрастров все время воюют между собой. Все силы тьмы прикрываются личинами добра, а на самом деле взывают к самым темным сторонам человеческой личности. Саурон соблазнил Ар-Фаразона бессмертием и убедил двинуть войска на Валинор. По Андрееву, антихрист в конце первого эона (большого периода времени) будет звать к техническому и научному прогрессу, свободе личности, но закончится это культом дьявола, разнузданием низших инстинктов и всемирной тиранией.
Тьма неспособна что-то совершить, но только изуродовать уже существующее. Моргот не смог бы сам никого создать, но вместо этого он изуродовал эльфов, чтобы получились орки. Люцифер, а тем более Гагтунгр не могли сотворить античеловечество, поэтому они использовали игв. Оба считали, что Бог не правит миром непосредственно, но через Своих наместников на Арде (у Толкина) или в брамфатуре Шаданакара (у Андреева). Причем только немногие из них могут говорить с Богом лицом к лицу.
Оба различали пол и род. Они отмечали, что одни из великих духов имеют женственную природу, а другие мужественную, хотя это никак не связано с половой любовью и деторождением. Таково отличие их от языческих учений, где боги были не только разного рода, но и разного пола, могли вступать в связь и рождать. И от христианства, где все великие духи (ангелы, архангелы) не имеют рода. И Толкин, и Андреев упоминают о родственных связях между духами, но это, явное дело, не одно и то же, что родственные связи между людьми. Например, все Соборные Души (богини- покровительницы) народов , по Андрееву, являются Великими Сестрами. А Демиурги-Покровители народов считаются супругами Великих Сестер. То же и среди Валар у Толкина.
Оба понимают, что даже светлая личность, если действует только для своих целей, не слушая силы света, не способна сделать что-то по- настоящему до конца позитивное. Вот и сыновья Феанора, не будучи слугами Тьмы, совершили много негативного и оказались недостойны владеть Сильмариллами. Андреев приводит примеры, как стремление человека потакать своей самостной свободе губило его и не давало ему развить свой иногда поистине гигантский потенциал.
Идеал общества оба понимают одинаково: руководство не военных, не чиновников, но духовных наставников, атмосфера всеобщего доброжелательства, гармония с природой, вместо техники - развитие собственных свойств личности (светлая магия). У Толкина - это общество эльфов, у Андреева - устройство во всех Мирах Просветления.