Первоисточник работы располагается по адресу http://homarano.narod.ru/Windows/rozo_r.htm .

Роза Мира Даниила Андреева*

Д. Бречалов

Мечта о всеобщем братстве

"Роза Мира" -- философско-религиозное учение1 русского провидца XX века Даниила Андреева, которое он изложил в одноименной книге. Согласно ему "Роза Мира" есть новая религия, которая объединит старые без давления или поглощения их. Но это будет не только религиозное и этическое объединение. Наука, преодолев свою вековую неприязнь к религии, соединится с последней в Розе Мира. Это будет новая всемирная высшая этическая инстанция. "Сорок или тридцать лет назад многим в России казалась неизбежной гибель религии вследствие прогресса научного и социального. И однако же, соцветие религий не только не погибло, несмотря на все средства, ради этого мобилизованные, но именно под влиянием научного и социального прогресса обогащается тем, что сделает мировую религиозность вместо сочетания разрозненных лепестков целокупным и единым духовным цветком -- Розою Мира" (с.18).

Даниил Андреев мечтал об объединении всех государств мира в одной Всемирной федерации. Он полагал, что сущность самого понятия "государство" кардинально изменится -- его основой будет не принуждение и подчинение, но добровольность и братство.

"…Опыт истории подводит человечество к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не развитием науки и техники самих по себе, но переразвитием государственного начала, не диктатурой "сильного человека", не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево, от бессильного прекраснодушия до революционного максимализма, -- но признанием насущной необходимости одного-единственного пути: установления над всемирной Федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу" (с.11).

"Насилие может быть признано годным лишь в меру крайней необходимости, только в смягченных формая и лишь до тех пор, пока наивысшая инстанция путем усовершенствованного воспитания не подготовит человечество при помощи миллионов высокоидейных умов и воль к замене принуждения -- добровольностью, окриков внешнего закона -- голосом глубокой совести, а государства -- братством. Другими словами, пока самая сущность государства не будет преобразована, а живое братство всех не сменит бездушного аппарата государственного насилия" (с.12).

Ему представлялась международная организация, политическая и культурная, ставящая своею целью преобразование сущности государства путем последовательных, всеохватывающих реформ. Он предлагал назвать ее Лигой преобразования сущности государства. Лига должна располагать своими филиалами во всех странах, причем каждый филиал обладает несколькими аспектами: культурным, филантропическим, воспитательным, политическим.

"Устав Лиги не может препятствовать пребыванию в ее рядах людей различных философских и религиозных убеждений. Требуется лишь готовность деятельно участвовать в осуществлении ее программы и решимость не нарушать ее моральных установлений, принятых как краеугольная плита.

Во всех превратностях общественной жизни и политической борьбы успехи Лиги должны достигаться не ценой отступления от ее нравственного кодекса, а именно вследствие верности ему. Ее репутация должна быть незапятнанной, бескорыстие -- не подлежащим сомнению, авторитет -- возрастающим, ибо в нее будут стекать и ее непрерывно укреплять лучшие силы человечества" (с.13-14).

Интеррелигия

Что же все-таки такое -- Роза Мира? Философское учение, похожее на платоновское идеальное государство? Религия?... "Религия, интеррелигия, церковь -- нужной точности я не могу достигнуть при помощи ни одного из этих слов. Ряд коренных ее отличий от старых религий и церквей со временем принудит в применении к ней слова иные" (с.19). Рассмотрим эти отличия.

"Это не есть замкнутая религиозная конфессия, истинная или ложная. Это не есть и международное религиозное общество вроде теософического, антропософского или масонского, составленного наподобие букета, из отдельных цветов религиозных истин, эклектически сорванных на всевозможных религиозных лугах. Это есть интеррелигия или панрелигия в том смысле, что ее следует понимать как универсальное учение, указующее такой угол зрения на религии, возникшие ранее, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса2. Этот угол зрения обнимает Шаданакар2 как целое и как часть божественного космоса вселенной. Если старые религии -- лепестки, то Роза Мира -- цветок: с корнем, стеблем,чашей и всем содружеством его лепестков.

Второе отличие: универсальность устремлений Розы Мира и их историческая конкретность. Задачу преобразования социального тела человечества не ставила перед собой ни одна религия, исключая средневековый католицизм" (с.19-20).

"Третье отличие: динамичность ее воззрений… Соборный мистический разум живущего человечества, она будет осмыслять исторический процесс в его прошлом, настоящем и будущем, чтобы вступить в творческое руководство им. Если и можно будет говорить о каких-то догматах в ее учении, то это догматика глубоко динамичная, многоаспектная, способная к дальнейшему обогащению и развитию, к длительному совершенствованию.

Отсюда вытекает и еще одно, четвертое, отличие Розы Мира: перспектива последовательных, стоящих перед нею духовно-исторических задач, вполне конкретных и принципиально осуществимых" (с.21-22).

Вот важнейшие из этих задач: объединение земного шара в Федерацию государств с этической контролирующей инстанцией над нею; распространение материального достатка и высокого культурного уровня на население всех стран; воспитание поколений облагороженного образа; воссоединение христианских церквей и свободная уния со всеми религиями светлой направленности; превращение планеты в сад, а государств -- в братство. Это, по Андрееву, лишь ближайшие задачи. Их осуществление откроет путь к разрешению задач еще более высоких -- к одухотворению природы.

Итак, интеррелигиозность, универсальность и конкретность социальных стремлений, динамичность воззрений и последовательность всемирно-исторических задач отличают Розу Мира от всех религий и церквей прошлого.

Суть Розы Мира, будущего всемирного Братства заключается в том, что политика должна быть этичной. Не "религиозной", а "этической", подразумевая терпимость по отношению к различным конфессиям.

Новая религия не может быть выдумана, даже если самые лучшие люди соберутся для этого. Объединяющая религия появится только когда Сын Божий придет и даст ее нам. В этом смысле Роза Мира описывает мир после Второго Пришествия Христа.

Отношение к культуре

Алла Андреева, вдова Д. Андреева, в одном из интервью сказала, что религия и культура есть два крыла человечества. Если сломать одно из крыльев, птица не взлетит. Только оба  -- религия (этическая, высокодуховная концепция) и культура дают человечеству возможность полета.

"Мало-помалу новое отношение возникает ко всему: существование Розы Мира не имело бы и тени смысла, если бы она лишь повторяла то, что было сказано раньше. Новое отношение к себе, новое осмысление вызывается буквально всеми явлениями, от великих до малых: процессом космическим и процессом историческим, мировыми законами и связью между разноматериальными мирами, человеческими отношениями и путями развития личности, государствами и религиями, животным царством и стихиями -- словом, всем тем, что мы объединяем в понятии "культуры", и всем, что объединяем в понятии "природы" (с.28).

Науку Даниил Андреев считал ведущей областью культуры. Отношение Розы Мира к науке и технике он выразил следующим образом:

"Кропотливо накапливая факты, выводя из них кое-какие закономерности, не понимая ни природы их, ни направленности, но овладевая ими механически и при этом будучи не в силах предугадать, к каким изобретениям и социальным потрясениям приведут ее открытия, -- наука давно доступна всем, независимо от морального облика каждого. Результаты -- у нас перед глазами и у нас над головой. Главный из них тот, что ни один человек на земле не гарантирован, что в любую минуту на него и на его сограждан не будет сброшена высокоинтеллектуальными умами водородная бомба или другое, еще более ошеломляющее достижение науки. Естественно поэтому, что одним из первых мероприятий Розы Мира после ее прихода к контролю над деятельностью государств будет создание Верховного ученого совета -- то есть такой коллегии, которая выделится внутренними кругами самой Розы Мира. Состоящий из лиц, сочетающих высокую научную авторитетность с высоким нравственным обликом, Совет возьмет под свой контроль всю научную и техническую деятельность, направив свою работу по двум путям: планирующему и оберегающему" (с.29-30).

 Также Роза Мира, по замыслу автора, должна заниматься вопросами экологии, то есть "проблемами, связанными с обереганием интересов животного и растительного царств".

Кроме некоторых, чисто методологических противоречий, между Розой Мира и наукой никаких точек столкновения нет и не может быть, ибо "им негде сталкиваться. Они о разном".

В чисто научных областях Роза Мира не утверждает ничего, что наука могла бы отрицать, но о тех реальностях, которые утверждает Роза Мира, наука пока молчит. Но это явление недолговременное. Что же касается социальных, культурных и этических задач, которые Роза Мира будет стараться решить, то невозможно представить себе, чтобы они встретили со стороны научных авторитетов какие-либо возражения по существу.

Отношение к религиям

Это один из самых важных моментов в концепции Розы Мира, ибо, по определению самого автора, она есть "интеррелигия". Он подробно разбирает вопрос "Что есть истина?" и приходит к выводу, что "Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания... Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира" (с.42).

Бог "в Себе" познаваем только Собою, Его Абсолютная истина доступна только Ему самому, а любая другая, частная, истина для нас доступна только в относительном варианте. У частных истин может быть несколько вариантов, т.е. все наши "истины" суть только приближения к истине.

"...Абсолютная истина есть достояние только Всеведающего Субъекта. Если бы такой истиной обладал какой-нибудь человеческий субъект, например коллективное сознание конкретно-исторической церкви, это обнаруживалось бы объективно в безусловном всеведении этого коллективного сознания. И тот факт, что таким всеведением не обладает ни один человеческий коллектив и ни обна личность, лишний раз показывает беспочвенность претензий какого бы то ни было учения на абсолютную истинность. Если бы представители Розы Мира вздумали когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность ее учения, это было бы так же беспочвенно и нелепо" (с.43).

Но столь же нелепо и беспочвенно утверждение о ложности учений. Совершенно ложных учений, по мнению Даниила Андреева, нет и быть не может. Он считает, что если бы появилась идея, лишеннае даже крупицы истинности, она не смогла бы стать учением, то есть переданной кому-то суммой представлений. 

"Ложными, в строгом смысле слова, могут быть только отдельные частные  утверждения, которым способен придавать иллюзию истинности заемный свет от частноистинных тезисов, соседствующих с ним в общей системе. Однако имеется известное соотношение количества и весомости частноистинных и ложных тезисов, при котором сумма ложных начинает обесценивать крупицы истины, в данном учении заключенные. Далее следуют учения, в которых ложные утверждения не только обесценивают элемент истинного, но переводят всю систему в категорию отрицательных духовных величин Подобные учения принято именовать учениями "левой руки" (с.43).

Религии, не относящиеся к разряду учений "левой руки" различаются между собой не в силу истинности одной из них и ложности всех остальных, а по двум совершенно другим признакам:

1) По различию ступеней своего восхождения к абсолютной истине, то есть сообразно убыванию в них субъективного, эпохального элемента. Это стадиальное различие можно условно назвать различием по вертикали;

2) Они различаются между собой в силу того, что говорят о разном, отражают различные ряды объектов познания. Этот род различий -- различий сегментарных -- можно условно назвать различиями по горизонтали.

Даниил Андреев видит главные причины якобы непримиримых противоречий между религиями в неправомерной абсолютизации какого-либо тезиса и в неправомерном отрицании чужого утверждения только на том основании, что "мы не располагаем положительными данными по этому вопросу".

Все, о чем говорит Даниил Андреев, могут сделать лишь люди, которых он назвал людьми облагороженного образа, люди, для которых этика не только понятна, но обязательна, люди, полные любви, взаимопонимания, способные сочетать верность своей конфессии с сердцем, открытым другим людям, другим конфессиям, понимающие, что существование различных конфессий есть воля Божья.

О национальностях

В начале своего существования Федерация будет состоять из множества различных государств, экономически находящихся на разных ступенях развития, имеющих различное социально-политическое устройство, различную культуру. Все это в течение первого этапа даст большую пестроту мировой жизни. И в течение еще длительного времени будут давать знать о себе старые межнациональные конфликты. Не сразу удастся согласовать и уравновесить нужды отдельных стран и отдельных слоев населения. Тем, кто будет возглавлять Розу Мира, потребуется для справедливого решения этих проблем "преодоленность в собственном существе господства местных, столь пока еще естественных, культурно-рассовых привязанностей, полное национальное беспристрастие" (с.31).

"...каждый, причастный к руководству Розы Мира, должен уметь чувствовать себя прежде всего -- членом космического целого, потом -- членом человечества и только уже после всего этого -- членом нации. А не наоборот, как учили и учат нас доселе.

Потому что общая цель Розы Мира, точнее -- того гигантского духовного процесса, который начался тысячелетия назад и лишь этапом которого является Роза Мира, цель его -- просветление Шаданакара, а ближайшая задача -- чтобы достойный человека материальный достаток, простое житейское благополучие и элементарно нравственные отношения между людьми водворились везде, не оставляя вне своих пределов ни одного человека" (с.32).


* Цитируется по: Андреев Д. А. Собрание сочинений: в 3 т., т.2. Роза Мира / Сост., подгот. текста А. А. Андреевой. -- М.: Моск. рабочий; Присцельс, 1995.

1. Не существует "Учения Даниила Андреева". Мы используем слово "учение" только в философском смысле, т.е. как синоним "концепции" или "видению". Мировоззрение Д. Андреева было глубоко христианским, т.к. он был православным христианином.

2. Под планетарным космосом понимается совокупность слоев различной материальности, различного числа пространственных и времменных коотдинат, но непременно связанных со сферою Земли как планеты. Планетарный космос -- это земной шар во всей сложности материальных (а не физических только) слоев его бытия. Подобные могучие системы имеются у множества небесных тел. Даниил Андреев называет их брамфатурами. Брамфатура Земли носит название Шаданакар.

 

 

На заглавную страницу нашего сайта о Розе Мира

В раздел материалов о Розе Мира

 

Hosted by uCoz