Материалы конференции, посвященной Даниилу Андрееву.
15 ноября 2001 года Обществом ревнителей русской философии была проведена конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения русского мыслителя Д. Андреева.
(Материалы ряда выступлений публикуются в авторской редакции)


Н. К. Антропова

Даниил Андреев – «гений эзотеризма»

По мнению исследователей Даниил Андреев (1906-1959) является одной из самых ярких фигур эзотерической мысли.

Попробуем в этом разобраться. Вначале выясним, что же такое эзотеризм.

Согласно философскому словарю, эзотеризм – это учение, предназначенное для посвященных; учение, направленное внутрь, вглубь явлений; учение, выявляющее внутреннюю, существенную связь явлений.

Можно по-разному осмыслять и объяснять окружающий мир. Эзотеризм является одной из альтернативных форм мышления и мироощущения человека. Эзотерическая действительность – это действительность духовная и витальная. Эзотерическая истина адресована прежде всего самому человеку; только через него – внешнему миру.

Основные характерные черты эзотерического мышления: очевидность и красота объяснения; особое (эзотерическое) отношение к миру; резкая критика всех ценностей культуры; уверенность в существовании истинного мира и реальностей и возможность отдельных людей войти в этот истинный мир.

Отличительной особенностью является то, что эзотерическое учение и эзотерическое знание не существует без эзотерической практики, эзотерической жизни.

Основные идеи эзотерических учений заключаются в следующем: убежденность в иллюзорности обычной жизни (то, что мы видим, – не подлинное бытие, а всего лишь Майя); соотнесенность микрокосмического плана с макрокосмическим; придание большого значения в жизни человека психических центров; а также в особенностях психотехнической работы человека над собой и др.

Теперь попробуем рассмотреть мироощущение Д. Андреева, представленное его стихами и прозой, сквозь призму характерных черт и идей эзотерического учения; а также выявим истоки мировоззрения мыслителя.

Истоки философствования Д. Л. Андреева можно найти в работах Вл. Соловьева, внутреннюю связь с которым Андреев ощущал всю жизнь. Владимир Соловьев – это «великий духовидец»; именно от него он и воспринял эстафету духовидения. «У него /Соловьева/ был некий духовный опыт… для России – прямо-таки беспримерный»: три видения, «три свидания» (Там же. С. 207). Также он неоднократно обращался к трудам С. Булгакова, П. Флоренского, Серафима Саровского и др. Не раз упоминает в своих произведениях Канта и Плотина.

Д. Андреев хорошо знал работы русских писателей и мыслителей: А. Пушкина, М. Лермонтова и Н. Гоголя («эти три первых великих гения русской литературы вознесли и утвердили эту литературу на высоту духовной водительницы общества, учительницы жизни, указательницы идеалов и возвестительницы миров духовного света…»(Д. Андреев . Роза мира. С. 198); Ф. Достоевского («главная особенность его миссии: в просветлении духовным анализом самых темных и жутких слоев психики» (Там же. С.200), Л. Толстого («им осуществлена была могучая проповедь любви к миру и к жизни» (Там же. С.203), И. Тургенева («миссия Тургенева заключалась в создании галереи женских образов, отмеченных влиянием Навны и Звенты-Свентаны» (Там же. С.205) и др. Анализ произведений русских писателей, проделанный на страницах «Розы Мира», позволяет совершенно по-другому увидеть русскую классическую (и не только) литературу.

Без сомнения, заметно влияние творца антропософии Р. Штайнера, основную цель эзотерической жизни видящего в проникновении человека в мир невидимый, духовный (см.: В. М. Розин. Учение Даниила Андреева «Роза Мира»// Вопросы философии, 1998., № 2. С.137), и создателя русской теософии Е. Блаватской. Некоторые исследователи считают, что «Роза Мира» повторяет многое из того, что можно прочесть у Е. Блаватской или у Р. Штайнера, в книгах Я. Беме или А. Данте, не говоря уже об эзотерической литературе вольных каменщиков» (Ф. Гиренок. Новое язычество//Общественные науки и современность, 1993, № 4. С.127).

Не раз упоминает на страницах своей книги имя Данте. По словам Д. Андреева, Данте принадлежит к высшей категории духовидцев, визионеров, которая для него недоступна.

Д. Андреев хорошо знал работы А. Хомякова, П. Чаадаева, К. Леонтьева и Н. Данилевского, Н. Федорова; книги русских символистов Вяч. Иванова, А. Белого, Д. Мережковского и З. Гиппиус и др.

Особое отношение у него было к А. Блоку. А. Блок, по мнению Д. Андреева, обладал «провидческою способностью в узком смысле этого слова, то есть способностью исторического предвозвещения», «хотя и редко ею владел» (Там же. С. 215). Д. Андреев встречал А. Блока, который «был и остается моим другом», в «трансфизических странствиях уже давно, но утрачивал воспоминание об этом» (Там же. С. 216).

Однако, по мнению В. И. Грушецкого, от каких бы то ни было влияний в творчестве Д. Андреев освобождался очень быстро – слишком ярок и самобытен был его собственный талант, много замыслов и тем (См.: Грушецкий В. И. Предисловие к публикации // Вопросы философии, 1989, № 12, С.55).

По мнению В. М. Розина, книга Д. Андреева «Роза мира» – «известная эзотерическая». Эзотерическая потому, что: «автор верит в существование чертей, Сатаны, «стихиалей», духовных монад, демиургов народов, соборные души, «эгрегоры» и «даймоны», «раругов», «Лилит», умерших героев и исчезнувшие храмы, но также Бога, Христа, ангелов» (В. М. Розин. Влияние эзотерического мироощущения на искусство//Философские науки, 2001, № 1. С. 95).

Как все это может уместиться в сознании одного человека? В состоянии ли обычный человек понять и передать свой внутренний опыт? Или это «бред больного сознания»?

Д. Андреев по-своему пытается передать свое понимание и осмысление окружающей действительности. По мнению Л. Королевой, итогом духовного пути Даниила Андреева явилось «создание нового мифа»: «Он берет на себя функцию демиурга и творит свой собственный миф, тем самым открывая другой мир, реальный, но неочевидный (невидимый до поры до времени) и вокруг, и внутри нас» (Л. Королева. Поэтическое мифотворчество //Д. Андреев в культуре XX века. 2000. С. 94).

Именно в тюрьме пишет он свой философско-исторический роман «Роза Мира» (1950-1958 гг.). Этим и обусловлен во многом, как нам кажется, выбор своеобразной формы осмысления действительности.

Другой причиной обращения к эзотерическому осмыслению реальности является то, что большие творческие замыслы Д. Андреева требовали разнообразных художественных приемов. В своих произведениях – в поэтической книге «Русские боги», в драме в стихах «Железная мистерия», в лирических произведениях, в философско-поэтическом трактате «Роза мира» – он поднимал проблемы вселенского масштаба, требовавшие определенных форм изложения. «Я стремился и стремлюсь ее (задачу жизни – Н.К.А.) выполнять в формах словесного искусства, в художественной прозе и в поэзии, но особенности этого искусства не позволяли мне раскрыть всю концепцию с надлежащей полнотой, изложить ее исчерпывающе, четко и общедоступно» (Там же. С.92).

Даниил Андреев не только пытался изобразить реальность, какую он представлял себе и куда он стремился всеми силами своей души, но и был сам этой личностью, верящей в существование этой духовной реальности. По мысли В. М. Розина, эзотерическая личность – это человек, критически относящийся к основным ценностям культуры, в которой он живет, верящий в существование иных (духовных, эзотерических) реальностей, понимающий и реализующий свою жизнь как путь, ведущий в эти реальности (Философские науки., 2001, № 1. С. 144). Хотя однозначно сказать, что Д. Андреев верит в то, что разум восторжествует и настанет эра «Розы Мира», невозможно. Ведь одновременно его мучают апокалипсические и эсхатологические кошмары. Да, мироощущение мыслителя противоречиво. Но это вполне объяснимо. Первая и основная причина – нахождение в условиях несвободы, в тюрьме. Именно здесь, испытывая лишения, Д. Андреев смог изложить на бумаге свою исповедь, выплеснуть наружу страдания изболевшей души, предложить свой вариант выхода из надвигающейся катастрофы.

Даниил Андреев не только мыслитель, но и художник (писатель, поэт). Достоинство его трудов именно в художественности. Он строит не обычное эзотерическое учение, а художественную реальность, в которой отражается мир души Д. Андреева. По мнению некоторых исследователей, Д. Андреев  – философ, обладающий ярким поэтическим даром, поэт, способный мыслить философскими категориями (Грушецкий В. Человек синей эпохи //Д. Андреев. Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1991. С.283). Глубокие размышления, великолепные образы, логические построения автора, строгий научный стиль изложения – все это характерно для Д. Андреева.

Именно на искусство возлагает Д. Андреев задачу воспитания «человека облагороженного образа». Этому посвящена специальная глава в книге «Роза мира». Художник воздействует на всякого (прямо или косвенно), кто соприкасается с его произведениями. И поэтому, по мысли Д. Андреева, каждый художник несет ответственность за то, что он создает: «Призыв к познанью – вот что это, И к осмысленью корня зла». Задача жизни, задача создания книги «Роза Мира», как ее определил сам Д. Андреев , заключалась в том, чтобы «поделиться своим опытом с другими, приоткрыть картину исторических и метаисторических перспектив, …. Дать понять, каким образом в ней (в концепции – Н.К.А.), трактующей об иноприродном, в то же время таится ключ и от текущих процессов истории, и от судьбы каждого из нас» (Л. Королева. Поэтическое мифотворчество //Д. Андреев в культуре XX века. 2000. С. 92).

Центральной идеей книги «Роза Мира» является возрождение России, а именно со-творение. Способность к творчеству является «залогом восстановления утраченных взаимосвязей слоев планетарного космоса и слоя бытования человека» (В. И. Грушецкий. Человек синей эпохи. С.285). Человек, способный вырвать свое Я из круговорота обыденной жизни, могущий взглянуть на реальность с критических позиций, может стать «человеком облагороженного образа», человеком, готовым к творчеству с Синклитом Мира.

Д. Андреев в книге «Роза Мира» возлагает надежду не только на самосовершенствование личности (использование методик «духовного делания», «самосовершенствования», «просветления» и др.), не только на неоформленное эзотерическое движение (пока еще неоформленное), но и на общественную этическую всемирную организацию (Лигу). В этом заключается его особость от других эзотерических мыслителей. Д. Андреев определяет задачи Лиги очень широко: это и объединение земного шара в Федерацию государств с этической контролирующей организацией над ней; и распространение материального достатка и высокого культурного уровня на все народы мира; и воспитание поколений облагороженного образа; а также воссоединение христианских церквей и свободная уния со всеми религиями светлой направленности; и совсем уже невероятно, сказочно – превращение нашей планеты в Сад, а государств в братство; одухотворение природы, просветление (духовное развитие и совершенствование) «Шаданакара», то есть нашей планеты со всеми ее духовными существами.

Можно по-разному относится к творчеству Даниила Андреева, можно не понимать (или не принимать) его произведений, но все же необходимо отметить, что такие произведения как «Роза Мира» помогают нам по-иному посмотреть на место человека в мире, задуматься о высшей (духовной) реальности. С помощью учения Д. Андреева можно критически взглянуть на мир и на себя в этом мире, понять альтернативное мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами нашего бытия.


(С) Антропова Н. К., 2002

 

 

На заглавную страницу нашего сайта о Розе Мира

В раздел материалов о Розе Мира

 

Hosted by uCoz