|
КНИГА VIII. К МЕТАИСТОРИИ ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО
ГЛАВА 4. РОДОМЫСЛ ПЁТР И ДЕМОНИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ ЕГО МИССИИ
|
8.4.1 |
Среди загадок, заданных XVII веком исторической мысли, не
последнее место занимает странный факт рождения именно в
царской семье, именно в качестве царского сына такого человека,
который по своим духовным масштабам, дарованиям, уму, характеру
и даже физическому темпераменту в точности соответствовал
идеальному образу государственного деятеля, какого требовали
тогда Россия, её метакультура, её миссия, её судьба. |
8.4.2 |
Рождение личностей такого масштаба приходится исчислять
единицами на сотни миллионов рождений. По теории вероятности,
шансы в пользу того, чтобы таким человеком оказался именно
царевич, близки к нулю. |
8.4.3 |
А между тем в условиях XVII столетия переворот, подобный
перевороту Петра, мог осуществить только великий
государственный гений при одном непременном, однако, условии:
законности его власти в глазах современников. Гораздо более
скромные начинания Бориса и Лжедмитрия, имевшие в виду
сближение России с Западом, не были прощены русскими ни тому,
ни другому и послужили одной из причин этих двух
преждевременных смертей. Конечно, масштаб государственного
разума этих двух государей далеко уступает гению Петра, но
никакому узурпатору, будь он хотя бы и столь же гениален, как
Пётр, общество той эпохи, ещё полностью проникнутое древней
идеей родового права на власть, не позволило бы, конечно,
опрокидывать вековые общественные устои. |
8.4.4 |
Однако науке сегодняшнего дня, догматически отрицающей
телеологию истории, приходится и этот факт обходить молчанием.
Как всегда в подобных случаях, она притворяется, будто вопросы
такого рода не имеют смысла. Она прекрасно понимает, что при
исключительно каузальном подходе к явлениям она не сможет
произнести в объяснение этого факта ни единого звука. |
8.4.5 |
Такое положение современного историка — историка в
собственном значении этого слова — совершенно закономерно. Для
него применение к историческим фактам принципа телеологического
невозможно и в самом деле: какая методика позволила бы ему
подходить к фактам с вопросом «зачем»? С крутого берега этого
вопроса ему не видится ничего, кроме безбрежного моря фантазии. |
8.4.6 |
Но метаисторику нет надобности суживать свои возможности
до границ, очерченных каузальным подходом. Для него — с
крутизны вопроса «зачем» — тоже открывается море, но не
фантазии, а второй действительности. Никаким фетишем он
каузальность считать не намерен и ко многим проблемам подходит
с другой стороны, именно с телеологической. В частности, о
зависимости характера и способностей от условий рождения и
детства. Если же историку будет угодно не видеть коренного
различия между игрой фантазии и метаисторическим методом — не
будем, по крайней мере, лишать его того утешения, которое он
почерпнёт в идее, будто сидение в клетке каузальности есть
последнее и блистательнейшее достижение на пути познания. |
8.4.7 |
По-видимому, подготовительная работа демиурга и кароссы
Дингры над эфирно-физическою формой или, вернее, аппаратом,
который был бы способен вместить столь колоссальную инвольтацию
и осуществить её задания, началась очень давно — за несколько
поколений в роду отца царевича и в роду его матери. Процесс
этой подготовки находится, конечно, вне поля зрения
метаисторика; ему представляется возможность проследить только
самый конец его — провиденциальность обстоятельств детства и
юности Петра, его личность досоздавших. |
8.4.8 |
Задачи преобразователя должны были потребовать от него
исполинского напряжения физических сил. И детство Петра в селе
Преображенском, вырывая его из тепличной атмосферы дворца, где
захирели оба его брата, закаляет его тело и представляет
возможность для любых физических упражнений, в том числе и для
таких, какие кажутся его современникам совершенно неуместными для царевича. |
8.4.9 |
Будущему реформатору понадобится величайшая независимость
ума, привычка к отсутствию авторитетов и к самостоятельному
мышлению. И вот, ни в детстве, ни в отрочестве не допускается в
его окружение ни один человек, по своим интеллектуальным и
волевым качествам способный хотя бы на время подменить в
мальчике самостоятельную умственную работу слепым доверием к авторитету. |
8.4.10 |
Невероятные задачи царствования потребуют от него
неслыханных, чудовищных, почти неосуществимых форм поведения.
Ему придётся сбросить царское облачение и, засучив рукава,
подавать пример плотникам, кораблестроителям, кузнецам,
столярам — мастерам всевозможных ремёсел. И в том же
Преображенском возникают условия, вполне отвечающие потребности
будущего царя — не только приучить себя к трудам подобного
рода, но и практически изучить некоторые из них. |
8.4.11 |
На смену боярству ему придётся находить талантливых
разночинцев, а вместо стрелецкого войска создать — неизвестно
как и откуда — новую армию, отвечающую потребностям грядущих
дней. И вот товарищами его игр в Преображенском оказываются
мальчишки из простонародья, смышленые, преданные и смелые — ядро будущей гвардии. |
8.4.12 |
Суровый долг революционера на престоле потребует от него
непримиримости к врагам его государственной идеи. И сердце его
ожесточается с ранних лет такими зрелищами, как кровавые
стрелецкие бунты и казни, и такими человеческими отношениями,
как отношение к нему царевны Софьи. |
8.4.13 |
Если бы всеми этими условиями был окружён обыкновенный, то
есть никакими метаисторическими силами не выпестованный
ребёнок, ничего исключительного из него всё-таки не получилось
бы. Но при врождённой гениальности, то есть при выработанной
ещё ранее силами демиурга и кароссы повышенной способности к
восприятию инспирации посланного ему даймона, условия села
Преображенского доформировали, дошлифовали это человеко-орудие. |
8.4.14 |
Подобное телеологическое рассмотрение могло бы быть
применено к биографии любого человека, принадлежащего к числу
родомыслов, гениев, праведников, при одном условии: при
достаточном количестве биографических сведений, находящихся в нашем распоряжении. |
8.4.15 |
В чём же состояла историческая задача Петра I, поскольку
эта задача указывалась демиургом? |
8.4.16 |
Насколько можно отслоить в личности и деяниях Петра эту
задачу от воздействий уицраора и насколько она вообще выразима
в человеческих понятиях, задача эта обрисовывается в следующем виде: |
8.4.17 |
России суждена всемирная миссия, смысла которой императору
не дано знать. Он должен быть уверен лишь в одном: в её мировом
характере. Его персональная задача сводится к тому, чтобы
повернуть сверхнарод на путь, ведущий из прозябания в
национальной замкнутости на простор общечеловеческого
становления. При этом народ русский надлежит ввести в круг
передовых народов не в качестве чьего-либо сателлита или
младшего исторического партнера, а в качестве великой державы,
которую другие народы вынуждены будут принимать всерьёз с
самого начала. Такой поворот возможен только при условии, если
Россией будут восприняты объективно передовые начала соседней,
старшей культуры, ибо эта культура — одна из двух, сумевших
расторгнуть аристократически сословную ограниченность внутри
себя и локальную изолированность по отношению к остальному
миру. Для того же, чтобы такой переворот был осуществлён и
результаты его прочны, требуется полное преобразование внутри:
оно упразднит боярство как правящую группу, показавшую свою
неспособность быть на уровне исторических задач, и передаст
ведущую роль дворянству и среднему классу. Почему не
духовенству, не крестьянству? Потому не духовенству, что
господство в государстве этого последнего привело бы к
торжеству эгрегора православия и, в конечном счёте, к
иерократической деспотии, наиболее косной из всех деспотий. Не
крестьянству же — потому, что крестьянство было самым отсталым
из всех классов и ему ещё веками следовало оказывать помощь,
прежде чем оно смогло бы принять положительное участие в
государственном и социальном творчестве. |
8.4.18 |
Здесь невозможно подробное рассмотрение вопроса о том, в
какой мере историческая деятельность Петра отвечала этому
заданию. Но возможно и необходимо другое: указать на смысл
второй инвольтации, как бы прослаивавшейся между инвольтацией
демиурга и личностью императора и придававшей деятельности
последнего характер, не всегда и не во всём отвечавший желаниям
Яросвета. |
8.4.19 |
Эта инвольтация демона государственности обращалась на
некоторые свойства характера и темперамента Петра, а в иных
случаях — на свойства его рассудка. При этом она искажала ход
его мысли и действий в той мере, в какой этот ход не был
свободен от воздействия этих самых черт характера, темперамента и рассудка. |
8.4.20 |
Жругр заботливо потрудился над тем, чтобы внедрить в
родомысла свою тираническую тенденцию. Ему удалось в целях
этого переразвить суровую твёрдость, необходимую и неизбежную в
положении Петра, в неумолимость, внутреннюю свободу от
авторитета — в свирепую лютость ко всяким авторитетам прошлого,
прямолинейную преданность своей идее — в ненависть ко всему,
что ему казалось бесполезным, то есть чего нельзя было обратить
на пользу его идее, а стихийный размах — в бесконтрольную
чувственность и непомерную грубость. Ирония переросла в
склонность к глумлению. Утилитарность мышления выхолостила
эстетическое начало натуры, введя его в два русла: русло
артистического отношения к ремёслам и русло ремесленного
отношения к искусствам. А в проявлениях жестокости стал порою
различаться явно садистический оттенок. |
8.4.21 |
Из этих качеств проистекли те промахи государственной
мысли, которые привели Петра к деяниям, с точки зрения
метаистории — а, пожалуй, также и истории — ошибочным и
вредным: к неоправданной ничем жестокости в отношении бояр,
стрельцов, раскольников, собственного сына, а главное —
собственного народа, приносившего замыслам своего царя жертвы
мало сказать огромные, но даже иногда не вызывавшиеся
необходимостью; к слепому непониманию настоятельнейшей
исторической потребности — обеспечить рост, а позднее и ведущую
роль среднего класса, — ошибка, имевшая для будущего воистину
роковые значение; к насилиями над церковью, в результате
которых она после Петра оказалась, по выражению позднейших
мыслителей, в параличе, а при третьем уицраоре дошла до такого
низкопоклонства перед собственным врагом, какое в любую другую
эпоху показалось бы совершенно неправдоподобным; к
пренебрежению интересами крестьянства, что повлекло за собой
упрочение крепостного строя и на века затормозило культурное
развитие основного по численности класса российского общества;
и, наконец — к воцарению в стране той атмосферы террора,
обесценения человеческой жизни и неуважения к личности, которая
надолго пережила Петра и сделалась атрибутом самодержавия в
ряде последующих эпох. |
8.4.22 |
Как грандиозна ни была фигура этого императора и сколь
провиденциально необходимой ни являлась его деятельность, но
двойственность инвольтации, воспринятых его бушующим сердцем,
богатырской волей и дальновидным, но утилитарным умом,
превратила родомысла в двойственное существо, перед которым
врата Синклита оказались закрытыми. |
8.4.23 |
Трудно найти более разительную противоположность между
образами двух родомыслов, допустивших глубокий ущерб своей
миссии: тем, кто, будучи вознесён на предельную высоту
единодержавия, непоправимо сорвался с этой крутизны — Иоанном
IV, — и Петром, до конца своей жизни продолжавшим, несмотря ни на
что воспринимать инспирацию Яросвета; трудно найти контраст
между ними более разительный, чем тот, что обнаруживается при
сопоставлении обстоятельств смерти их сыновей, Ивана и Алексея.
В одном случае — самоубийственный для династии и государства
акт, совершённый существом, потерявшим человеческий облик и
охваченным бессмысленным бешенством: ярко выраженное проявление
воли Велги. В другом — холодно продуманное и беспощадно,
вопреки собственному человеческому чувству, осуществлённое
мероприятие во имя государственной идеи, которой приносится в
жертву собственная плоть и кровь: столь же очевидная
инвольтация демона государственности. |
8.4.24 |
Не менее любопытно, пожалуй, представить обоих царей не
решающими государственные дела, не поражающими татар или
шведов, а пирующими. Один — исподлобья озирающий сотрапезников
и тут же совершающий что-нибудь безобразное; можно даже сказать
монструозное: один раз — поражающий опального боярина посохом в
грудь, в другой раз — откусывающий ухо у кого-нибудь из гостей,
в третий — хохочущий до слёз над князем, зашитым в медвежью
шкуру и растерзываемым собаками, в четвёртый — заставляющий
какого-нибудь несчастного съесть уд собственного отца. |
8.4.25 |
И — великий государь через полтора столетия: гигант с
мутным взором, но твёрдо стоящий на широко расставленных ногах,
заставляющий, хохоча и хлопая по плечу бывшего боярина или,
может быть, вчерашнего сапожника либо пирожника, а теперь
сановника, выпить залпом кубок Большого Орла. |
8.4.26 |
Истинно великий человек не может не быть великодушным.
Грозный — огромен; но он лишён великодушия — и он не велик.
Пётр же был великодушен — необычным, каким-то великолепным
великодушием. Как чудесно уловил это Пушкин:
Нет! Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну.
|
|
8.4.27 |
Но самой выразительной параллелью будет, мне кажется,
сопоставление обстоятельств смерти обоих царей. В первом случае
— гниение заживо, метание в тоске и молитвах, отчаянные попытки
смягчить Божество приказами о помиловании преступников, об
отпирании всех темниц. В другом — безоглядная отдача себя
порыву — спасти погибающих матросов — и собственная смерть как
следствие этого героического поступка. Ясно, конечно, что и
посмертье Петра не могло иметь ничего общего с посмертьем его
далёкого предшественника. |
8.4.28 |
Но в синклит не может вступить тот, кто сам превратил себя
в палача — и в переносном и в буквальном смысле; кто
перешагивал через гекатомбы жертв — собственных подданных, не
повинных ни в чём и отдавших Богу душу только потому, что вождю
потребовалось сию же минуту и без малейшей заботы о жизни тысяч
строителей воздвигнуть новую столицу — ключ к мировому будущему России. |
8.4.29 |
К этой столице и привязались шельт, астрал и
демонизированный эфир основателя Петербургской империи. Медный
Всадник Фальконета — не просто статуя. Это нечто вроде иконы
Второго Жругра, персонифицированного в условном обличии самого
яркого из его человеко-орудий. Это также подобие основателя
Друккарга, мчащегося на бешеном раругге. Мало того: это
исправленное сообразно человеческому сознанию и условиям Энрофа
отображение основателя Дуггура, восседающего в лунной полутьме
на гигантском змее и озаряющего факелом в простёртой руке
пышную и мрачную площадь. На площади Сената понятия
переворачиваются: Пётр мчится на коне, попирая змею; кругом —
светлые колоннады ампира. Но, как и всякая икона, в которой
встретились излучения изображенного с излучениями эмоционально
созерцающих и благоговейных людских множеств, этот памятник
тысячами нитей связан с тем, чей прах двести лет покоится в
подземелии Петербургской крепости. |
8.4.30 |
А шельт императора, облачённый теперь в демонизированный
материальный покров, прикован тяжкой цепью своих деяний к
изнанке своего собственного сооружения. Как движущаяся
кариатида в цитадели Друккарга, этот гигант и доныне
поддерживает то, что созидал: Российскую мировую державу. Да и
он ли один? Могут сменяться Жругры, рушиться и снова строиться
формы народоустройств, но великий реформатор останется одним из
тех, кто поддерживает своей мощью Российское государство, пока
оно существует на Земле. А потом? Кто и когда снимет с этого
Атласа его ношу? Только освобождение Навны, только разрушение
Друккарга, только гибель последнего из Жругров, только конец
Российского великодержавия.
|
|