Замечательный английский писатель и христианский мыслитель К. С. Льюис родился 29 ноября 1898 года в Белфасте в семье стряпчего. Он рано осиротел, — в десятилетнем возрасте он потерял мать, а эмоционально неуравновешенный и не слишком расположенный к сыну отец отдал его на обучение в частную английскую школу. Обучение в этом заведении не оставило по себе доброй памяти у будущего писателя: К. С. Льюис позднее неоднократно будет саркастически воспроизводить в своих произведениях те жестокие порядки и нравы, что царили там. Описывая свою жизнь в те годы, Льюис разводит ее внешний и внутренний уровень: на внешнем уровне он вынужденно был скрытным и замкнутым подростком, тщательно отгораживавшимся от враждебного мира. На внутреннем же уровне Льюис живет ощущением, которое он позднее назовет Радостью. Это, по определению самого писателя, неудовлетворенное стремление, захватывающий дух порыв к чему-то неопределенному, но высокому и прекрасному. Именно это стремление позднее и приведет его к христианству.

Едва поступив в 1917 году в Оксфордский университет, Льюис был вынужден покинуть его, призванный на военную службу. Шла первая мировая война, и Льюис вместе с другими тысячами англичан сражался на полях Франции против войск кайзеровской Германии. Он не стал человеком «потерянного поколения», и на его зрелом творчестве военные впечатления, похоже, практически не отразились, но ранние стихи Льюиса написаны, без сомнения, под влиянием пережитого на фронте. В 1919 году Льюис возвращается в Оксфорд, заканчивает здесь свое образование, а потом надолго, почти на тридцать лет связывает свою судьбу с этим учебным заведением — здесь он преподает английский язык и литературу. Преподавателем он был прекрасным — некоторые из студентов по несколько раз прослушивали курсы его лекций, а аудитории, как правило, были переполнены.

Внешняя жизнь Льюиса была мало богата событиями, самое важное совершалось не в ней, а внутри него самого. В 1929 году Льюис уверовал в Бога, и это очень тесно сблизило его с другим великим Вестником XX века — Дж. Р. Р. Толкином. Льюис стал одним из первых читателей, критиков и почитателей зарождающейся эпопеи «Властелин Колец», более того, знакомство с Толкиным подтолкнуло его собственное творчество. Весной 1932 года появляется «Кружной путь, или Возвращение паломника», за ним следует богословский трактат «Страдание», первые романы «Космической трилогии» и, наконец, в 1941 году пишутся «Письма Баламута», сделавшие Льюиса знаменитым. Его приглашают выступать с лекциями-проповедями о христианстве, по вечерам ему предоставляют радио эфир для бесед о христианской вере. Необходимо отметить, что творчество Инклингов (как называли литературно-религиозный кружок, сложившийся вокруг Льюиса и Толкина) оказало значительное влияние на развитие как английской, так и мировой литературы.

Летом 1954 года Льюис становится профессором Кембриджского университета. Переезд и обустройство на новом месте, поздний брак, омраченный тяжелой болезнью горячо любимой жены, заботы о приемных детях, научная работа, которую Льюис вел до конца своей жизни не оставляли ему сил для создания новых крупных литературных произведений.

22 ноября 1963 года К. С. Льюис скончался от рака. По странному стечению обстоятельств в этот же день прозвучали выстрелы в Далласе и умер другой известный английский писатель — Олдос Хаксли.

 

_____________________________________________________________________

 

 

Метаисторическое значение

 

Большинство из пишущих о Льюисе — христианские авторы, и его заслуги они видят, главным образом, в области распространения и пропаганды христианского вероучения. Я. Кротов относит книги Льюиса к жанру христианской апологетики. Вряд ли стоит с этим спорить — действительно, вклад Льюиса в защиту религии перед лицом секуляризированного мира огромен, собственно так расценивал и он сам свое творчество. Однако, рассматривая книги Льюиса под метаисторическим углом зрения, становится очевидным, что далеко не всегда Льюис всего лишь излагает известные до него истины. Очень часто он, даже оставаясь в рамках ортодоксии, обогащает наше представление о мире и о самих себе чем-то, что не имеет аналогов у его предшественников. Еще более он свободен в своих сказках и романах, где не требовалось строго соответствовать букве Священного Писания и Предания.

 

Итак, прежде всего Льюиса с полным правом можно назвать первым христианским психоаналитиком. Со времени Фрейда, который открыл область бессознательного для исследований, классический психоанализ оформился как течение, глубоко враждебное как религии, так и всякой духовности. Не случайно Фрейд все богатство внутренней жизни человека стремился свести к двум инстинктам: эротическому влечению и жажде самоуничтожения. Льюис показывает нам, как бессознательные влечения можно изучать, не становясь при этом ни циником, ни оккультным мистиком. Более того, после Льюиса такой анализ своей собственной души необходим всякому, кто считает себя христианином. Дьявол (эйцехоре), живущий в человеческой душе, всегда рад рядиться в ангела света, и именно книги Льюиса учат нас обнаруживать и бороться с его влияниями. «Письма Баламута», «Любовь», «Расторжение брака» — это настоящие атласы человеческой души, рисующие нам и опасные рифы, и спасительные гавани. Кроме того, Льюис просто незаменим в век, который не знает ярких грехов и пороков. Значит ли это, что у дьявола стало меньше добычи? Вряд ли. «Не важно, сколь малы грехи, если их совокупность оттесняет человека от Света и погружает в ничто. … Поистине, самая верная дорога в ад — та, по которой спускаются постепенно, дорога пологая, мягкая, без внезапных поворотов, без указательных столбов». Именно об этой дороге, самой «прямой и верной», трактаты Льюиса не устают предупреждать.

 

Художественные произведения Льюиса поражают перекличками с «Розой Мира» Д. Андреева не меньше, чем произведения Дж. Р. Р. Толкина. Иногда всерьез кажется, будто Льюис писал живые и яркие иллюстрации к ее отдельным идеям и тезисам, и это при том, что о творчестве Д. Андреева он ничего не мог знать в принципе. Так в «Космической трилогии» Льюис описывает планеты Солнечной системы как управляемые могущественными ангелами-хранителями тех рас и народов, что на этих планетах обитают. В последней части трилогии, — «Мерзейшей мощи», — он почти напрямую отождествляет этих ангелов с языческими богами древности (Марса, Венеру, Юпитера), прокладывая тем самым мост между языческим миросозерцанием и христианскими воззрениями.

Близки взгляды Льюиса и Д. Андреева на проблему женского и мужского начал, и хотя Льюис, конечно, не говорит о различии мужского и женского внутри Единого, тем не менее, по Льюису, половые различие между мужчиной и женщиной являются отражением более глубокого принципа строения всего мироздания. Не случайно ангелы-хранители планет у Льюиса не бесполы, они олицетворяют собой определенный принцип — славы мужества или полноты женственности.

Показательно также отношение Льюиса к животным, тема их просветления постоянно возникает в его творчестве. «Лучших из зверей, — говорит Король в «Переландре», — мы сделаем такими мудрыми, что они уподобятся хнау (разумным существам) и обретут речь». Именно звери принимают важнейшее участие в борьбе с силами тьмы в «Мерзейшей мощи», а «Хроники Нарнии» почти полностью посвящены историям о разумных животных, населяющих волшебную страну — Нарнию, где они волей Аслана (Иисуса Христа) наделены всеми человеческими душевными и духовными качествами.

«Переландра» и «Серебряное кресло» описывают ситуации, которые нельзя назвать иначе, как вручением светлой миссии и ее исполнением.

В «Мерзейшей мощи» Льюис развивает мысль о двух Англиях, ведущих между собой противоборство, это поразительно напоминает противостояние затомисов и шрастров в «Розе Мира».

В «Последней битве» это представление о небесных странах еще более конкретизируется. После смерти герои Нарнии попадают в настоящую Нарнию и настоящую Англию, где «все хорошее сохраняется».

Параллели эти можно умножать, но метаисторическое исследование творчества Льюиса — дело будущего. Пока же хотелось бы остановится на двух моментах.

Первый из них — это описание Великого Танца в Переландре. Льюис находит здесь поразительные слова и краски для описания будущей мировой гармонии, к которой устремляется и отдельная душа, и весь мир в целом. Передавать этот отрывок своими словами совершенно бессмысленно.

Второй же касается общего впечатления от книг Льюиса. Д. Андреев говорил, что «Вестник — это тот, кто, будучи вдохновляемым даймоном, дает людям почувствовать сквозь образы искусства … высшую правду и свет, льющиеся из миров иных». В полной мере это относится к книгам Льюиса. Мало кто так же, как он, умел передавать в своих книгах все оттенки и краски и тончайшие ароматы рая. Ведь Переландра — внеземной, хотя и материальный рай, — по цветовой гамме (золотой и зеленый) удивительно напоминает Олирну Д. Андреева. И мало кто, как он, умел вдохновлять своих читателей этими захватывающими картинами райского блаженства и Божественной полноты бытия.

 

«… И все, что случилось потом, было таким великим и прекрасным, что я не могу это описать. Вся их жизнь в нашем мире и все приключения в Нарнии были только обложкой и титульным листом, теперь, наконец, они открыли Первую Главу в Великой Истории, которую не читал никто в мире: истории, которая длится вечно и в которой каждая глава лучше, чем предыдущая».

 

Аутсайдер Д. А.

 

 

 

Информация для тех, у кого открытие объёмных документов проходит проблематично – здесь

 

К. С. Льюис – "Боль"

К. С. Льюис – "Боль утраты. Наблюдения"

К. С. Льюис – "За пределами безмолвной планеты"

К. С. Льюис – "Любовь"

К. С. Льюис – "Мерзейшая мощь"

К. С. Льюис – "Переландра"

К. С. Льюис – "Письма Баламута"

К. С. Льюис – "Просто христианство"

К. С. Льюис – "Хроники Нарнии"

К. С. Льюис – "Чудо"

 

 

 

Возвращение на заглавную страницу сайта

 

 

Hosted by uCoz