Война
против Толкина. Русский фронт.
Я есмь лоза, а вы — ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во
Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают
в огонь, и они сгорают.
Иоанн, 15, 5-6.
Эпопея,
созданная английским писателем настолько популярна в нашей стране, что породила
целый поток «подражательной» литературы. Казалось бы, этому можно только
радоваться — образы «Властелина Колец», «Хоббита», «Сильмариллиона» обретают новую жизнь под пером
продолжателей Толкина … но одно обстоятельство заставляет насторожиться. При
всей несхожести творческих индивидуальностей большинства авторов, берущихся за
переработку толкиновского наследия, их стилей и
подходов, есть нечто на удивление общее, что тесно объединяет их между собой и
противопоставляет их великому предшественнику. Это «нечто» касается, прежде
всего, мироощущения и мировоззрения, расстановки основных акцентов в
воспроизводимом ими мироздании Средиземья. Мы
рассмотрим это на примере трех наиболее значительных произведений, появившихся
у нас в России на материале мифологии, созданной профессором Толкином. Это «Кольцо тьмы» Н. Перумова,
«Последний кольценосец» К. Еськова и «Черная
хроника Арды» Н. Васильевой и
Н. Некрасовой. Внешне они очень непохожи друг на друга… тем серьезнее
повод задуматься.
Напомним, что у Толкина это валары, эльфы и люди-нуменорцы вместе с их благородными потомками. Благие валары — правители созданной Эру Арды, которой они управляют от его имени. Они своеобразные посредники между Богом (Эру) и его Детьми (эльфами и людьми), которым они несут свет мудрости и знания. Именно к Стихиям Мира взывают Дети Илуватара, оказавшиеся в беде. Старшие Дети, эльфы — прекраснейшие и благороднейшие создания, народ дивной красоты и доблести, создавший удивительные песни и сказания, искусный в ремеслах и строительстве. Нуменорцы же в мире Толкина — рыцари без страха и упрека, воплощение всего лучшего, что есть в людях.
Что мы видим у русских последователей? Все вышеперечисленные персонажи обретают малопривлекательные черты. У Натальи Васильевой в «Черной хронике Арды» Валары изощренно пытают и мучают свободолюбивого Мелькора. У Ника Перумова в «Кольце тьмы» эгоизму стихий мира нет предела — отгородившись от проблем мира, они тем не менее вмешиваются в его дела, используя для этого не лучшие методы — обман, насилие, предательство… Кроме того, Валары в изображении названных авторов еще и глуповаты — частенько они предпринимают действия, грозящие миру гибелью.
Аналогичную трансформацию претерпевают и эльфы с нуменорцами. В «Последнем кольценосце»
К. Еськова эльфы «стройные золотоволосые существа с мелодичным голосом и
промороженными до дна глазами», которые получают удовольствие от резни женщин и
детей. Арагорн же (потомок нуменорцев,
один из главных положительных персонажей толкиеновской
эпопеи) — авантюрист и проходимец, каких мало. Не отличаются высокой моралью и
эльфы Н. Перумова, подвластные валарам. Подлый удар в спину — для них обычное дело. Можно
также вспомнить и о том, как в «Кольце тьмы» Арагорн
лично зарубил дерзкого юношу, осмелившегося сомневаться в его праве на престол.
Примеры эти можно умножать до бесконечности, и
вывод напрашивается сам собой: от положительного полюса в мироздании Толкина не
остается ничего. Что же происходит с полюсом отрицательным?
Отрицательные герои Толкина и их трансформация
В мире Толкина это, прежде всего, Мелькор, мятежный Валар,
восставший против воли Творца (Эру), а также соблазненные им Майя (из которых
наиболее значителен Саурон) и уродливые твари, им
созданные. Нарушая предвечную гармонию мира, они вносят в него только хаос,
разрушение, боль и страдание. Кроме того, это предатели, или существа,
задумавшие подобно Мелькору, утвердить свою самость и
свою власть в мире вопреки воле иных существ. Таков, например, Саруман, белый маг, соблазнившийся властью над миром, или Феанор, искуснейший из эльфов, но наделенный непомерной
гордыней, что приводит его к гибели, а эльфов — к беде.
Рассматриваемые нами авторы старательно
реабилитируют все это разнообразное темное собрание. В «Черной хронике Арды» Мелькор — независимый и
гордый дух, спасающий мир самопожертвованием и сеющий в нем свободу вопреки
самодурству Валар. Аналогично и Саурон,
его творение, не может снести низкопоклонства Валар
перед Илуватаром, и восстает против них ради свободы
и творчества. Темной стране Саурона — Мордору — поет настоящие гимны К. Еськов, объявляя,
что Барад-Дур, столица этой страны, это «удивительный
город алхимиков и поэтов, механиков и звездочетов, философов и врачей, сердце
единственной на все Средиземье цивилизации, которая
сделала ставку на рациональное знание и не побоялась противопоставить древней
магии свою едва лишь оперившуюся технологию». Аналогично Н. Перумов охотно рассуждает о положительных, человеческих
качествах назгулов, прислужников Саурона,
а орки, в его изображении выглядят если и не
красавцами, то вполне заслуживающими симпатии: «селение «кровожадных» орков, столь долго наводивших ужас на все Средиземье, ничем особенным не отличалось, скажем, от
дальних выселок истерлингов-пахарей. Те же дети,
играющие по краям единственной улочки, те же старики, греющиеся на солнце...».
Речь, конечно, не идет о восхвалении темного
начала, и нигде в рассматриваемых произведениях мы не найдем апологии насилия
или злобы. Но силы зла толкиеновского мира отчетливо
обзаводятся положительными качествами, в то время как светлые силы приобретают
к своему облику черты довольно низменные.
Новые ориентиры
Итак, Средиземье Толкина
теряет свою «полярность» у его продолжателей, однозначное присутствие явно
«светлого» и явно «темного» сменяется либо ровным сероватым цветом у
К. Еськова и Н. Перумова, либо темное и
светлое настолько тесно переплетается, что развести их невозможно (Мелькор Н. Васильевой). Но на чем же тогда вообще держится
система ценностей в названных произведениях, если «хороши» и те, и другие? Точнее,
одинаково «нехороши»?
В «Кольце тьмы» Н. Перумова
поначалу кажется, что главные герои следуют буквально по пятам персонажей «Властелина
колец» в их борьбе с темным началом. Однако по мере развития интриги,
выясняется, что главное — не борьба с тьмой, как таковой, а устранение сил тьмы
от вмешательства в жизнь Средиземья. Равно как и сил
Света. Силы, какие бы они не были, с точки зрения Н. Перумова,
раскачивают равновесие в мире, которое может привести только к гибели этого
мира. А потому борьба в итоге идет за то, чтобы устранить из Арды всех: эльфов, Валар, Мелькора, магию… Средиземье
Н. Перумова желает жить само по себе, и Олмер, первоначально враг главных героев, а затем их
неожиданный союзник, выражает эту мысль следующим образом: «Люди теперь живут,
как считают нужным. И если они склоняются ко Злу — это их зло. Если они
склоняются к Добру … это добро стократ ценнее, чем внушенное кем бы то ни было
со стороны — эльфами, Валар или волшебниками».
Точно также желает жить само по себе и Средиземье К. Еськова, противопоставляющее технологию,
придуманную людьми, магии, исходящей от эльфов и Валар
и ставящей людей в зависимость от последних. «Сверкающий шпиль барад-дурской цитадели вознесся над равнинами Мордора едва ли не на высоту Ородруина
как монумент Человеку — свободному Человеку, который вежливо, но твердо отверг
родительскую опеку Небожителей и начал жить своим умом».
И, наконец, Мелькор и Саурон, главные герои «Черной хроники», тоже не терпят над
собой и своим творчеством никакой опеки. Вот будущий Саурон
восстает против своего учителя Ауле:
«— Я почитал
тебя Учителем своим, но ныне я отрекаюсь от тебя, и проклинаю трусость твою.
Только трус мог поднять руку на творения свои.
— Ты... — Ауле задохнулся от возмущения, — Как
смеешь ты, слепое орудие в моих руках, слуга, раб, так говорить со мной!
— Смею. Я не раб тебе. И не слуга тебе более. И я
повторяю: ты трус, как и все те, кто бежал в Валинор!»
Вот, пожалуй, и причина тех трансформаций, что мы наблюдали выше.
Мир Толкина — это мир богоцентричный. Под яркой языческой раскраской «Властелина
Колец» скрывается подлинная религиозность. В этом мире четко противопоставлены
Добро и Зло, и грань между ними — вовсе не прихоть автора. Силы Добра — это те
силы, которые сохраняют верность Богу. Свою волю они сопрягают с волей Единого,
и именно поэтому они и благи, и мудры, и их действия не нарушают мировой
гармонии, созданной по замыслу Илуватара, а укрепляют
ее. Любое отклонение от этой воли порождает зло, потому что Зло и есть
признание своей воли высшей инстанцией в противовес всем остальным существам,
также этой волей обладающим. Не случайно Мелькор у Толкиена поначалу вовсе не исчадье тьмы, тьма становится
его уделом в силу необоримой логики событий: противопоставляющий себя всем
неизбежно скатывается к властвованию с помощью страха, насилия и обмана. Такими
же потенциальными «Мелькорами» оказываются все, чья
гордыня или эгоизм заставляют их стремиться к реализации за счет других: Феанор и Саруман, Боромир и Горлум не «выбирают»
тьму, тьма становится их существом в силу желания поставить свое «Я», его
прихоти и стремления выше общих законов и выше других.
Мир продолжателей Толкина — это
мир обезбоженный во всех смыслах этого слова. У
К. Еськова и Н. Перумова человек (или хоббит, гном, орк, не суть важно)
— высшая ценность, и утверждается он за счет всех тех, кто оказывается у него
на пути. То есть совершает то самое Богоотступничество, против которого
предупреждал Толкин. Книги продолжателей — настоящая апология человеческой (или
нечеловеческой) свободы, свободы от какой бы то ни было опеки: Илуватара, Валар, эльфов… Всякий,
кто наделен большей, чем человек силой, оказывается тем самым потенциально
опасным для такой свободы — ведь, теоретически, он может применить эту силу,
чтобы ограничить подобную свободу. Всякое же вмешательство в свободный выбор
человека расценивается как зло — вот почему эпигоны не жалеют красок,
расписывая могущественных, но очень нехороших существ, только и делающих, что
вынашивающих гнусные и эгоистичные планы по отношению к людям. Благим и
могущественным существам в мире К. Еськова и Н. Перумова
места просто не находится, если же такие существа и вводятся в сюжет, то
благость их выражается в том, что они полностью ставят себя на службу людям (хоббитам, гномам, оркам).
Достаточно вспомнить Великого Орлангура в эпопее
Н. Перумова, дракона, озабоченного сохранением в
Арде владычества людей, или назгулов
К. Еськова, защищающих собой развитие технологии в Мордоре.
Если же, не дай Бог, эти существа в чем-то не согласны с людьми (орками, хоббитами, гномами), то
они сразу же оказываются созданиями порочными и злобными. По той же причине
«облагораживаются» те существа, которые в мир Толкина вносили смуту, ведь с
точки зрения продолжателей, что может быть благороднее порыва к свободе гордого
Феанора (Н. Перумов)
или мудрого и независимого Сарумана (К. Еськов).
Итак, мир Толкина вполне
сознательно перестраивается, чтобы в этом мире утвердился человек. Вот почему
приходится разрушать богоцентричный мир Толкина, где
люди — всего лишь младшие Дети Илуватара, среди
многих и многих детей, чьи интересы люди должны уважать.
Каков же результат этой
перестройки? А он удивительно парадоксален, и одновременно вполне закономерен.
Из «перестроенного» и «улучшенного» мира Толкина уходит все действительно
доброе и светлое. На руинах мира Толкина эпигоны воздвигли свои собственные
неуклюжие постройки, поражающие своим неприглядным видом. Исчезновение богоцентричности приводит к тому, что даже в мире чистой
фантазии не удается создать что-либо подлинно привлекательное и вдохновляющее.
Отказ от централизующей воли
Бога, вокруг которой выстраиваются все остальные воли, приводит к тому, что
даже придуманные миры начинают раздираться на части противоречивыми
устремлениями различных воль. Мир Н. Перумова —
это мир в котором идут непрерывные войны всех против всех. Предоставленные сами
себе люди ведут войны друг с другом за клочки земель, вырезая целые племена и
народы. В этом мире не осталось уже ничего возвышенного — только приземленные
интересы, да мечты о могуществе. Хоббит Фолко, главный герой в эпопее Н. Перумова,
под конец с тоской думает о правителе, который снова согнул бы всех в бараний
рог. Порыв к свободе заканчивается ностальгией по диктатуре.
Мир К. Еськова гордо
развивается, презрев опеку высших существ, по технологическому пути. Что более
чем странно — техникой можно было бы гордиться в веке этак XIX-ом, когда ее разрушительные последствия для
природы, культуры и самого человека были еще не ясны. В наше время, когда
дальнейшее развитие по пути технологии грозит гибелью человечества, гордиться
мощностью машин и победой над природой безумно, желание поставить все силы мира
на службу человеку оборачивается самоубийством человечества.
С эпохи Возрождения стало
очевидным, что нельзя помещать человека в центр мироздания, «царь природы» и «венец
творения» слишком порочное существо, чтобы служить образцом для подражания.
Произведения К. Еськова и Н. Перумова это
прекрасно демонстрируют. Главные герои их произведений время от времени убивают
и предают, матерятся и злобствуют… Наверное, это придает им «жизненности». Но
не придает привлекательности.
Эпопея Толкина, как и всякое
религиозное искусство поднимает человека вверх. Именно поэтому она, может быть,
и рисует то, чего нет… зато должно быть. В этом секрет ее притяжения. Антирелигиозное
искусство рисует то, что есть. Как правило, это «есть» достаточно неприглядно.
И следить за жизненными перипетиями более «реалистичных» героев Н. Перумова или К. Еськова гораздо менее приятно, чем за
«нереалистичными» и «карамельными» героями Толкина.
Сверхчеловек должен быть один
Но, что не удалось человеку,
может быть, удастся сверхчеловеку? У Н. Васильевой и Н. Некрасовой в
центре повествования не какой-нибудь захудалый хоббит
или орк, возомнивший себя спасителем мира и
мучающийся от несоответствия взятой на себя роли своим возможностям. Здесь
центральный персонаж — сам Мелькор, гордый дух с
нечеловеческими возможностями. Его бунт против тиранической власти Валар и Илуватара во имя любви к Арде, хотя и несет с собой боль и страдание, столь
величественен, что не может не привлекать к себе. Герой и мученик, творец и
подвижник, жертвующий собой, Мелькор живет особой,
трагической, но насыщенной жизнью мастера-созидателя.
Однако невольно вспоминается
другой персонаж, уже когда-то воплотивший в себе подобное мироощущение. Я имею
ввиду Заратустру Ф. Ницше. «Черная хроника Арды»
— это, по сути, вариант ницшеанства, облаченный в образы
Дж. Р. Р. Толкина.
О ницшеанстве написаны горы
книг, и не в короткой статье опровергать его основные принципы. Но хотелось бы
указать на одно обстоятельство, связанное все с тем же принципом
согласованности воль, о котором мы уже говорили.
В «Черной хронике», в отличие от
книг К. Еськова и Н. Перумова, очень четко
выражено враждебное отношение не только к Валарам и Илуватару, но и к Феанору, и к Саруману — здесь они гордецы, совершающие нечистоплотные поступки.
Странно — ведь в толкиновской системе координат их
положение мало чем отличается от положения самого Мелькора.
Чем не творцы, чем не мастера, чем не герои? А вот чем — воля их неизбежно
сталкивается не только с волей Валар, но и с волей Мелькора. Феанор, также как и Саруман — соперники Мелькора в
творчестве на просторах Арды… а потому неизбежно его
враги. Два Мелькора в одном Средиземье
не уживаются. Ничем не ограниченная воля и свобода схлестывается с другой,
столь же безграничной волей и свободой. В итоге — война не на жизнь, а на
смерть. В итоге и симпатии автора оказываются на стороне кого-то одного.
Ослепительный образ Мелькора, нарисованный в «Черной хронике», увы, подводит
нас к однозначному выводу. Такому Мелькору можно либо
подчиниться, как это делает Саурон (и стать,
фактически, его рабом), либо стать его врагом. Врагом — если хоть в чем-то не
согласен с его замыслами, рабом — если поддерживать его во всех замыслах и
неукоснительно исполнять его волю. Свобода одного оборачивается несвободой всех
остальных.
Итоги
Очевидно, что создать
полноценную альтернативу толкиновскому миру никому из
его продолжателей не удалось. И хотя они, как мы видим, приложили не мало
усилий для развенчивания принципов, лежащих в основе толкиновского
мироздания, воздвигнутые на руинах Средиземья миры
убоги и ущербны. Они задыхаются от вражды и ненависти, раздираются на части
гордыней и соперничеством и, в конечном итоге, пожирают сами себя.
Ибо «кто не пребудет во Мне,
извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в
огонь, и они сгорают».
Сгорают без остатка все
результаты попыток заставить жить мир Толкина по «обезбоженным»
законам.
А мир Толкина остается с нами.
Д. А. Аутсайдер
Возвращение на
заглавную страницу сайта