Международная конференция "Языковая семантика и образ мира"
Секция: Лингвистика текста

Сложные прилагательные как одно из художественных средств создания гиперболической картины мира
(на примере поэзии Даниила Андреева)

Молчанова Н. Ф. (Йошкар-Ола)

Поэтическое творчество Даниила Леонидовича Андреева, автора философско- поэтического трактата "Роза мира", в котором представлена грандиозная попытка создания своеобразной модели мироздания, пока совершенно не изучено. Его поэтический ансамбль "Русские боги" тесно связан с "Розой мира" как своим идейным содержанием, так и особенностями поэтического слога - не случайно исследователи называют эти произведения "небывалой в русской литературе книгой". Даже при поверхностном знакомстве с этими произведениями можно обнаружить переклички с русской поэзией начала XX в. - творческими достижениями А. Блока, В. Маяковского, В. Хлебникова, В. Брюсова и др. Это касается не только общей системы мифологической символики, пронизывающей все творчество Д. Андреева, но и отдельных художественных средств - эпитетов, сравнений, метафор, гиперболических образов. Сам автор называл свой поэтический язык как "зримый будущим поколениям", "грубый, неотшлифованный, многотонный".

Говоря, что " в бездне есть двойник России, Ее прообраз - в небе есть", поэт, по сути дела, выступает как поэт-пророк, поэт-вестник. Это, естественно, потребовало от него создания особой системы поэтического выражения. У Д. Андреева нет ни одного случайного слова; поражает масштаб возведенного им мироздания, его вселенские размеры, которые, по мнению Бориса Романова, выводят поэзию из одномерного пространства... в духовную многомерность будущего".

Уже при первом чтении обращаешь внимание на обилие в поэзии Д. Андреева сложных прилагательных, выступающих эпитетами. В системе типов сложных прилагательных на первом месте стоят слова с начальными компонентами количественной семантики: со словом МНОГО (38 лексем), с числительными от 5 до миллиарда (21 слово) и с начальной частью ВСЕ - местоимением, обозначающим совокупность многих понятий (19 прилагательных). Все эти слова высокочастотны. К ним примыкают и образования других типов, например: мирозиждущая (троица), звездовенчанная (Мать), светорождающая (сфера), солнцеподобный (Луч демиурга), солнцедержавный (собор) и др. Каждый из таких эпитетов зримо представляет многообразные оттенки той картины мира, которая обусловлена противоборством сил добра и зла, характерным для всей человеческой истории.

Наибольший интерес среди подобных прилагательных представляют слова с начальным МНОГО-: почти каждое из них в своей основе гиперболично и метафорично. 15 лексем, использованных Д. Андреевым, узуальны, они отмечены в толковых словарях, а 24 образования созданы самим автором: многобурный (морок), многовьюжная (ночь), многоважные (дела), многолучистые (светила) и др.

Исключительно разнообразна семантика опорных компонентов: это и имена конкретные, одушевленные - дьявол, чадо, собирательные - народ, племя, и отвлеченные существительные - буря, вьюга, метель, снег, скорбь, страсть и др.

Семантическое наполнение сложного прилагательного зависит от сцепления слов как в конкретном словосочетании - исходной базе для производного, так и от самого поэтического контекста. См., например: "От дракона, от колосса Умирающей державы Тени детищ стоголосых Рвутся вширь. Каждый - алчный, многоглавый, Каждый - хочет, жаждет, нудит Пить, - упав к народной груди, Как упырь" ("Рух"). В гротескной форме здесь причудливо переплетены и символические, и метафорические, и гиперболические образы недругов Руси (речь идет о событиях Смутного времени).

Своеобычен эпитет многометельные (века), когда Д. Андреев рисует картину исторических событий, предшествовавших эпохе Ивана Грозного: "Помнит Русь века многометельные, Но ветрами бедствий, зол и вин К ней вторгались бури запредельные Так открыто - только сквозь один" ("Гибель Грозного"). В семантике этого сложения несомненно подразумевание не исходного значения слова метель ( (сильный ветер со снегом; вьюга ( - МАС, 2, 260), а переносное, не представленное в словарях. Его можно толковать как (стихия, бедствие (. Очевидно, что поэт имел в виду те бедствия, которые обрушивались на Русь в течение долгих веков ее многострадальной истории.

В стихотворении "Александру Блоку" Д. Андреев создает слово, синонимичное прилагательному многометельный, - многовьюжный с подобным значением: "Мой водитель! Мой брат, пепелящим огнем опаленный! Ту же ношу расплат через смертную несший межу! Наклонись, облегчи возжиганье звезды нерожденной В многовьюжной ночи, сквозь владычество чье прохожу!". В этих строчках явственно слышатся отголоски блоковских произведений и, в частности, чувствуется связь с блоковским образом вьюги из поэмы "Двенадцать". Д. Андреев гиперболизирует, сгущает этот блоковский образ в виде "многовьюжной ночи", владычество которой на долгие годы определило исторические судьбы России и мира в целом.

Как видно, Д. Андрееву посредством сложных прилагательных, занимающих важное место во всей системе художественных средств, удалось создать сложную, многослойную картину мироздания, поистине космическую.

 

 

На заглавную страницу нашего сайта о Розе Мира

В раздел материалов о Розе Мира

 

Hosted by uCoz