Сутра об отсутствии самости (Самъютта Никая 22.59)
Anatta-lakkhana-sutra (Samyutta-nikaya, 22.59)

Main index
Theravada index

Перевод данной сутры с пали выполнен в 1999 г. Гунским А. Ю. Перевод осуществлён по электронному изданию палийского канона.

This text was translated from Pali into Rassian by Aleksey Gunsky. The translation was made by electronic edition of Pali canon.

Введение

В этой сутре речь идёт о пяти группах психофизических элементов - kkhandha (скр. skandha). Согласно толкованию А. В. Парибка, это слово в повседневном употреблении означает: 1) развилку ствола, место ответвления больших сучьев; 2) плечи (место ответвления рук от торса). В буддизме этот термин понимается как название пяти компонент, на которые, как оказывается при пристальном философском рассмотрении, разветвляется кажущийся обыденному сознанию целым и неделимым индивид. (см.: Вопросы Милинды. М., 1989, с. 474)

Текст сутры

Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал в Варанаси, в Оленьем парке, в местечке "Падение пророков ". Там он обратился к группе из пяти монахов: "Монахи!". - "Да, Почтенный", - ответили монахи. Бхагаван сказал:

Материальное (1), о монахи, не имеет самости (2). Если бы материальное имело самость, материальное не сопровождалось бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть материальное будет таким. Пусть материальное будет не таким. Но поскольку материальное не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о чувственном: "Пусть оно будет таким. Пусть оно будет не таким".

Чувствительность (3), о монахи, не имеет самости. Если бы чувствительность имела самость, чувствительность не сопровождалась бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть чувствительность будет такой. Пусть чувствительность будет не такой. Но поскольку чувствительность не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о чувствительности: "Пусть она будет такой. Пусть она будет не такой".

Элементы различения (4), о монахи, не имеют самости. Если бы элементы различения имели самость, элементы различения не сопровождались бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть элементы различения будут такими. Пусть элементы различения будут не такими. Но поскольку элементы различения не имеют самости, они сопровождаются болью. Невозможно сказать об элементах различения: "Пусть они будут такими. Пусть они будут не такими".

Формирующие факторы (5), о монахи, не имеют самости. Если бы формирующие факторы имели самость, они не сопровождались бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть формирующие факторы будут такими. Пусть формирующие факторы будут не такими. Но поскольку формирующие факторы не имеют самости, они сопровождаются болью. Невозможно сказать о формирующих факторах: "Пусть они будут такими. Пусть они будут не такими".

Сознание, о монахи, не имеет самости. Если бы сознание имело самость, сознание не сопровождалось бы болью. Можно было бы сказать: "Пусть сознание будет таким. Пусть оно будет не таким. Но поскольку сознание не имеет самости, оно сопровождается болью. Невозможно сказать о сознании: "Пусть оно будет таким. Пусть оно будет не таким".

Как вы думаете, монахи, материальное постоянно или не постоянно? - Не постоянно, почтенный.

То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено? - Не удовлетворено, почтенный.

То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно ли рассматривать как: "Это я, это моё, это моя самость?" - Нет, почтенный.

Чувствительность постоянна или не постоянна? ...

Элементы различения постоянны или не постоянны? ...

Формирующие факторы постоянны или не постоянны? ...

Сознание постоянно или не постоянно? - Не постоянно, почтенный.

То, что непостоянно, удовлетворено или не удовлетворено? - Не удовлетворено, почтенный.

То, что непостоянно, не удовлетворено, подвержено изменениям, можно ли рассматривать как: "Это я, это моё, это моя самость?" - Нет, почтенный.

Так, монахи, всё материальное, будь то в прошлом, будущем или настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное или полное, далеко или вблизи, всё материальное должно восприниматься как оно есть на самом деле: "Это не я, это не моё, это не моя самость".

Таким же образом вся чувствительность, будь то в прошлом...

Таким же образом все элементы различения, будь то в прошлом...

Таким же образом все формирующие факторы, будь то в прошлом...

Таким же образом всё сознание, будь то в прошлом, будущем или настоящем, внутреннее или внешнее, явное или скрытое, недостаточное или полное, далеко или вблизи, всё сознание должно восприниматься как оно есть на самом деле: "Это не я, это не моё, это не моя самость".

Так видя, благородный ученик не привязывается к материальному; не привязывается к чувствительности; не привязывается к элементам различения; не привязывается к формирующим факторам; не привязывается к сознанию. От непривязанности возникает бесстрастность, от бесстрастности - освобождение, от освобождения возникает знание: "Я свободен, это рождение истощено, воздержанная жизнь исполнена, другого рождения не будет".

Так сказал Бхагаван. Группа из пяти монахов, удовлетворённая, сказанному Бхагаваном восхитилась. И тогда, во время слушания проповеди, пять монахов победили свои аффекты и таким образом достигли полного освобождения.

Примечания

(1)Следует отметить, что под материальным здесь имеется ввиду не внешний мир, противопоставленный индивиду и постигаемый органами чувств, а отражение этого мира в психике индивида. Таким образом, это материальное не имеет ни капли материи.

В текст сутры

(2) Самость - atman - неизменная самотождественная сущность индивида, иногда переводится словом "душа".

В текст сутры

(3)Чувствительность здесь - это ощущения приятного, неприятного и безразличного, которые сопровождают любое восприятие внешнего или внутреннего мира через органы чувств (внутренний мир познаётся разумом /манас/).

В текст сутры

(4)Элементы различения отвечают в индивидуальной психике за различение, "схватывание" свойств объектов окружающего мира и формирование понятий, фиксирующих эти различения.

В текст сутры

(5)В группу формирующих факторов (или, согласно О. О. Розенбергу, "процессов вообще") входит значительное количество элементов. В неё входят дхармы, ответственные за мотивацию поведения индивида; дхармы, связанные с сознанием (например, эмоции и т. д.) и дхармы, не связанные с сознанием, отвечающие за само существование индивидуального психофизического потока дхарм.

В текст сутры

http://www.ssu.samara.ru/~buddhist/theravada/anatta.htm

Theravada index
Main index

 

 

 

На заглавную страницу нашего сайта о Розе Мира

В раздел "Наша библиотека"

Hosted by uCoz